Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ


(англ.
abstract expressionism)течение в абстрактной живописи. Возникло в США ок. 1942 г. под непосредственным воздей­ствием эстетики сюрреализма и вы­работанных им приемов психическо­го автоматизма: решающую роль здесь сыграли контакты американских ху­дожников с эмигрировавшими в годы фашистской диктатуры и войны из Европы или Латинской Америки сюрреалистами Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Роберто Матта, Сальвадором Дали, Андре Масоном. А. э. представлен гл. обр. творчест­вом художников т. н. нью-йоркской школы: Джэксона Поллока, Виллема де Кунинга, Ханса Хофмана, Аршила Горки, Роберта Мазеруэлла, Мар­ка Ротко, Франца Клайна. Особен­ность А. э. предельная спонтан­ность, импровизационность творче­ского акта. Художники в стремитель­ном ритме покрывали полотно круп­ными энергичными мазками, неред­ко прибегали к приему дриппинга (разбрызгивание или выдавливание краски прямо на холст). Такой метод исключает целенаправленно постро­енную форму; картина запечатлевает последовательность действий худож­ника. Появление и движение красоч­ных потоков и пятен передают пси­хическое и эмоциональное состояние автора во время работы. Отсюда дру­гое название А. э., данное критиком Харалдом Розенбергом, живопись действия. А. э. определяется такими тенденциями в социальной психоло­гии того времени, как протест про­тив подавления индивидуальной сво­боды, стремление к непосредствен­ности самовыражения. Они нашли выражение также в движении битничества, литературе «потока созна­ния», в джазовой импровизационной музыке, в увлечении философией эк­зистенциализма и психоанализом Зигмунда Фрейда. В таком контекс­те импульсивность А. э., фиксирую­щая непрерывность психической ди­намики, воспринималась как выраже­ние безграничной внутренней свобо­ды и бунта против условных эстетических норм и репрессивных соци­альных ограничений. А. э. доминировал в художественной жизни США до начала 1960-х гг., дав импульс раз­личным формам акционизма. Аналогичные явления в европейской аб­страктной живописи 1950-х гг. ташизм, лирическая абстракция, информальное искусство.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати