Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АВАНГАРДИЗМ


(от фр.
avant-gard — передний край, передовой отряд), авангард понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необыч­ные начинания, поиски в искусстве 20 в. (см. Модернизм). На разных исторических этапах первооткрывателя­ми выступали сменявшие друг друга авангардные направления: в нач, 20 в. возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, в 1920—1930-х гг. эта роль перешла к сюрреализму, после второй мировой войны в кон. 1940-х1950-е гг, на пер­вый план вышли новые течения абстрактного искусства; в I960—1970-х гг. выдвигаются различ­еные формы акционизма, работы с предметом (поп-арт), концептуальное искусство (течения этого периода часто объединяют термином неоавангард). А., отмеченный резким ускорением художественных процессов, сложился под влиянием многих факторов, в т. ч. художественногo рынка как специфичного для западных стран способа организации художественной жизни. Границы А. определяются различно: его завершение относят к 1920-м гг. (когда были выдвинуты все основные идеи А.), ко времени появления неоавангарда или утверждения постмодернизма. Одна­ко и к нач. 21 в. не исчез интерес к варьированию принципов А.

При всем многообразии творче­ских программ А. можно выделить в них общие черты. По отношению к обществу и к «консервативной» тра­диционной культуре художники А. заняли позицию постоянного протес­та, «перманентного бунта». Принципиальный антитрадиционализм А., его отказ от классических норм изобразительности и красоты связаны с ориентацией на небывалую формаль­ную новизну или на примитив и ни­зовые формы самодеятельного искус­ства. Художественное открытие, спо­собность к постоянному самообнов­лению стали обязательным правилом. Этим обусловлены программность творческих выступлений А., состав­ление и публикация манифестов, постоянная обращенность в будущее, «проектность» всех видов творчест­ва, склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства. Художник-авангардист создает свою субъектив­ную модель мира, и это перерастает в построение «второй реальности» в пределах самой жизни. В авангардист­ском искусстве изображение подвер­гается экспрессивным деформациям, аналитическому расчленению, различным игровым преобразованиям вплоть до полного вытеснения изо­бразительности в абстрактном искус­стве. При этом произведение все боль­ше приобретает характер самоценно­го объекта реальности, приравнива­ется к объектам внешнего мира. Раз­мывание границ между искусством и реальностью, вторжение в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, проявляются в таких ти­пичных для А. формах, как коллаж, реди-мейд, инсталляция, эйвайронмент; в них осуществляется програм­ма «открытого» произведения искус­ства, непосредственно включаемого в окружающую человека среду. Отвергая замкнутую в себе, самодостаточную форму, художники А. стремятся «раскрыть» ее, различными способами сообщая динамику произведению. На первых порах это выражалось в отказе от завершенности, в культи­вировании приемов спонтанного, буд­то бы случайного, автоматического порождения формы; с 1960-х гг. художники А. используют реальное движение или мысленные трансфор­мации, совершающиеся в восприятии зрителя (акционизм, кинетическое искусство). «Открытое» произведе­ние допускает множество интерпретаций, что предполагает встречную активность зрителя, его соучастие в процессе выявления художественно­го смысла произведения при его встрече с публикой. Вступая в диа­лог с художником, зритель разгады­вает предложенные ему загадки и парадоксы. наделяет знаки и симво­лы, заключенные в произведении, своим значением. Часто публика во­влекается в акции, соучаствует в твор­честве (хэппенинг, некоторые виды кинетического искусства). Интерес к вторжению искусства в среду, к пре­образованию ее по собственным за­конам стимулировал активность ху­дожников А. в синтетических фор­мах творчесва (монументальная жи­вопись, монументальная скульптура, дизайн, содово-парковое искусство, оформление интерьера, сценография, витраж, керамика, ковер и т. д.).

Методы А. связаны с его установ­ками взглядом на художественное творчество как на действие, освобож­денное от осознанных целей (прак­тических, познавательных, декоратив­ных и др.), и на художественный объект как на предмет, оторванный от привычных функций, связей, ас­социаций. Поэтому перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становилось художествен­ной акцией. Изначально ориентиру­ясь на самоописание, на создание «искусства об искусстве», А. сделал самостоятельной задачей обнажение формального приема, анализ языка визуальных форм и отношений меж­ду знаками разных уровней. А. пред­ставляет собой параллель философ­ским и научным теориям 20 в., ут­верждающим самостоятельную актив­ность сознания, решающую роль пси­хических структур, априорных мыслительных схем, языка в отношениях человека и мира (психоанализ, логи­ческий позитивизм, лингвистическая философия, гештальтпсихология, структурализм). Художники ссыла­лись на них в своих манифестах и теоретических суждениях.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати