Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
АРХИТЕКТУРА
Эстетически формируя жизненную среду общества, А. выражает специфическими художественными средствами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. Историческое развитие А. — от первобытных мегалитических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей до дворцов и парковых ансамблей эпохи Возрождения, барокко и классицизма, вплоть до новейшей А. 20 в. — определялось конкретным назначением и типологией сооружений, их конструктивными системами и материалами, а также художественно-стилевыми системами своего времени. Архитектурная организация пространства городов и селений, регулирование систем расселения составляют особую область А. — градостроительство; формирование природных и озеленяемых пространств — садово-парковое искусство; организация внутреннего пространства зданий — искусство интерьера. Социальные утопии питают архитектурные фантазии («бумажная» А.). В А. взаимосвязаны функционально-технические и духовно-эстетические начала: она базируется на триединстве пользы, прочности и красоты. С практическим назначением А. связаны план и объемно-пространственная структура сооружений; строительная техника определяет осуществимость проекта; идейно-образное содержание произведения А. основывается как на его социальной функции, так и на особенностях его объемно-пространственной организации, тектонических систем, а также на нормах эстетического идеала эпохи. Специфическими художественными средствами А. являются, композиция. тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных и отделочных материалов, синтез искусств и т. д. А. служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества — недаром А. называют «матерью всех искусств». Общественный прогресс, достижения науки и техники, новые эстетические концепции вызывают к жизни невиданные прежде новаторские решения образных и конструктивных задач А. как искусства. А. является т. о. одним из основных (наряду с изобразительными и декоративными искусствами) пространственных искусств, которое можно определить как: 1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, или, говоря иначе, деятельность создателя А., архитектора. В подавляющем большинстве случаев архитектурная деятельность направлена на оформление объектов, у которых не только их существование, но также назначение и основные формальные свойства уже предопределены практической потребностью, техническими возможностями и экономическим расчетом. Такими объектами являются для нее постройки (культовые, административные, жилые, промышленные, общественные и т. д.), открытые городские пространства (площади, улицы, парки), а также комплексы построек и открытых пространств (районы города и т. д.), которые оформляются как художественные единства, называемые архитектурными ансамблями. Однако внехудожественная реальность не только указывает границы архитектурного творчества — она и влияет на него направляюще, отражаясь в образном строе архитектуры. Так, образ постройки есть, в частности, выразительный, понятный зрителю образ строительной конструкции. Из этого вовсе не следует, что художественно совершенная постройка непременно будет выражать в своем облике свою же собственную конструкцию: среди сооружений разных эпох и стран имеется огромное множество общепризнанных шедевров, чей внешний облик даже скрывает ее от глаза. И все же зримый образ к.-л. конструкции, сколь бы она далеко ни отстояла от реальной статической системы данной постройки, всегда будет налицо, если эта постройка —произведение А.; способы, которыми создается образ конструкции, принято называть тектоникой. В архитектурном образе находят отражение и функциональные свойства построек: неприступность или открытость, вместимость или уют. Как любое другое искусство, А. неизменно отражает в своих стилях и отдельных произведениях идеал современной им эпохи, причем отражает этот идеал во всем его многообразии. Однако в силу своей открытости массам людей, а также стабильности и прочности своих творений А. более других искусств способна передавать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Помимо масштабности произведений А. этому благоприятствует свойственное им подчеркивание ритма и пропорций. В силу своей неизобразительности, равно как ограниченности круга своих форм и мотивов, архитектурный образ часто нуждается в конкретизации, дополнении и обогащении средствами изобразительного искусства. Это обстоятельство, а также относительная обширность размеров делают архитектурное пространство особенно подходящей средой для синтеза искусств. |
А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ |