Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АРХИТЕКТУРА


(лат.
architectura, от греч. architektōn — строитель; англ., фр. architecture, нем. Architektur, Baukunst), зодчество здания, другие сооружения или их комплек­сы, образующие материальную худо­жественно организованную среду жизнедеятельности человека; А. оз­начает также искусство проектирования и строительства зданий и соору­жений в соответствии с их практическим назначением, современными техническими возможностями и эстетическими представлениями данно­го общества. Как часть материальных средств существования людей и как часть средств производства (промыш­ленная А., жилые и общественные здания) А. принадлежит к сфере ма­териальной культуры, как важный вид пластических искусств к сфе­ре духовной, художественной культуры.

Эстетически формируя жизнен­ную среду общества, А. выражает спе­цифическими художественными средствами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. Историческое развитие А. от первобыт­ных мегалитических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей до дворцов и парковых ансамблей эпохи Возрождения, ба­рокко и классицизма, вплоть до но­вейшей А. 20 в. определялось кон­кретным назначением и типологией сооружений, их конструктивными системами и материалами, а также художественно-стилевыми системами своего времени. Архитектурная орга­низация пространства городов и се­лений, регулирование систем рассе­ления составляют особую область А. градостроительство; форми­рование природных и озеленяемых пространств садово-парковое ис­кусство; организация внутреннего пространства зданий искусство ин­терьера. Социальные утопии питают архитектурные фантазии («бумажная» А.).

В А. взаимосвязаны функциональ­но-технические и духовно-эстетичес­кие начала: она базируется на трие­динстве пользы, прочности и красо­ты. С практическим назначением А. связаны план и объемно-простран­ственная структура сооружений; строительная техника определяет осу­ществимость проекта; идейно-образ­ное содержание произведения А. ос­новывается как на его социальной функции, так и на особенностях его объемно-пространственной организа­ции, тектонических систем, а так­же на нормах эстетического идеала эпохи.

Специфическими художественны­ми средствами А. являются, компози­ция. тектоника, масштаб, пропор­ции, ритм, пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных и отделочных материалов, синтез искусств и т. д. А. служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространствен­ных и временных видов художествен­ного творчества недаром А. назы­вают «матерью всех искусств». Общественный прогресс, достижения науки и техники, новые эстетические концепции вызывают к жизни неви­данные прежде новаторские решения образных и конструктивных задач А. как искусства.

А. является т. о. одним из основ­ных (наряду с изобразительными и де­коративными искусствами) про­странственных искусств, которое можно определить как: 1) художес­твенно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) со­вокупность объектов, обусловливаю­щих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционировани­ем; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, или, говоря иначе, деятельность создателя А., архитектора. В подавляющем большинстве случаев архитектурная деятельность направлена на оформление объектов, у которых не только их существование, но также назначение и основные формальные свойства уже предопре­делены практической потребностью, техническими возможностями и эко­номическим расчетом. Такими объ­ектами являются для нее постройки (культовые, административные, жи­лые, промышленные, общественные и т. д.), открытые городские пространства (площади, улицы, парки), а также комплексы построек и открытых пространств (районы города и т. д.), которые оформляются как художественные единства, называе­мые архитектурными ансамблями.

Однако внехудожественная реаль­ность не только указывает границы архитектурного творчества она и влияет на него направляюще, отра­жаясь в образном строе архитектуры. Так, образ постройки есть, в частно­сти, выразительный, понятный зрите­лю образ строительной конструкции. Из этого вовсе не следует, что художественно совершенная постройка непременно будет выражать в своем облике свою же собственную кон­струкцию: среди сооружений разных эпох и стран имеется огромное мно­жество общепризнанных шедевров, чей внешний облик даже скрывает ее от глаза. И все же зримый образ к.-л. конструкции, сколь бы она далеко ни отстояла от реальной статической системы данной постройки, всегда будет налицо, если эта постройкапроизведение А.; способы, которыми создается образ конструкции, приня­то называть тектоникой. В ар­хитектурном образе находят отражение и функциональные свойства по­строек: неприступность или откры­тость, вместимость или уют.

Как любое другое искусство, А. неизменно отражает в своих стилях и отдельных произведениях идеал со­временной им эпохи, причем отража­ет этот идеал во всем его многообра­зии. Однако в силу своей открыто­сти массам людей, а также стабиль­ности и прочности своих творений А. более других искусств способна пе­редавать социально организующий аспект современного ей идеала, дух упорядоченности и разумной закономерности. Помимо масштабности произведений А. этому благоприят­ствует свойственное им подчеркивание ритма и пропорций.

В силу своей неизобразительно­сти, равно как ограниченности круга своих форм и мотивов, архитектур­ный образ часто нуждается в конкре­тизации, дополнении и обогащении средствами изобразительного искус­ства. Это обстоятельство, а также относительная обширность размеров делают архитектурное пространство особенно подходящей средой для синтеза искусств.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати