АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
— специальное задание для учащихся художественных академий. В петербургской Императорской Академии художеств в 18—19 вв. А. п. (отменены реформой в 1893) выполнялись к экзаменам или конкурсам. Каждый месяц воспитанники держали экзамен, представляя рисунки и барельефы с поставленной профессором группы или фигуры, а также архитектурные чертежи. Учащиеся мастерствам и ремеслам экзаменовались академическим собранием каждые полгода, получая со временем звания подмастерьев и мастеров. Наиболее серьезным был экзамен для учеников выпускного класса, выполнявших А. п. самостоятельно по указанной теме. За лучшие работы присуждались серебряные и золотые медали 1-го и 2-го достоинства. Как правило, серебряными медалями отмечались лучшие рисунки, а золотыми — свободные композиции по собственным эскизам. В 18 — 1-й трети 19 вв. ученики в основном следовали образцам античности и итальянского Возрождения, а в 19 в. усилился интерес к древнерусскому искусству и различным стилям прошлого. А. п. выполняли также пенсионеры, отправляемые за границу, и педагоги, претендовавшие на звания «назначенного», профессора, академика, адъюнкт-профессора.
|