Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО


(от лат.
agitatio — побуждение к дей­ствию) одна из форм идейно-по­литического и эстетического воздействия на массы. Возникло в античной древности (триумфальные сооружения, торжественные шествия во славу римских императоров). Во времена Великой французской револю­ции (1789—1794) сложилась традиция красочного оформления празд­неств, шествий, проведения конкурсов на создание мемориальных сооружений для увековечения революции и ее героев; распространение полу­чили такие агитационно-массовые виды искусства, как лубок, росписи на керамике, карикатура и пр.

Наибольшее распространение А. и. получило в 20 в. в России. В 1905—1907 гг. и во время первой мировой войны активно развива­лась политическая графика. Наиболь­шего размаха А. и. достигло после Февральской и Октябрьской револю­ций 1917 г., когда оно впервые обре­ло комплексный характер. Был раз­работан и начал претворяться в жизнь план монументальной пропа­ганды, прежде всего в скульптуре (Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Меркуров и др.). В организа­ции празднеств и шествий использо­вались традиции Великой французс­кой революции и Парижской комму­ны (1871). Для оформления городов к различным датам, революционным праздникам лучшими художника­ми всех творческих направлений (С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин и др.) создавались большие красоч­ные панно, объемные конструкции (Н. И. Альтман, В. Е. Татлин, Л. В. Руднев и др.). Бурное развитие получила графика, в первую очередь политический плакат (Д. С. Моор, В. Н. Дени, А. П. Апсит и др.; «Окна РОСТА», где работали В. В. Маяков­ский, М. М. Черемных и др.). Кра­сочно оформлялись агитпоезда, агитпароходы. В советскую эпоху боль­шие средства направлялись на А. и„ призванное воспитывать и просве­щать народные массы. А. и. первых пятилеток (лозунги, движущиеся конструкции, иллюминация, оформление демонстраций и парадов) и Великой Отечественной войны (плакат, «Окна ТАСС», фронтовая печать, листовки, салюты) помогало мобилизации об­щественного мнения, славило трудо­вую и военную героику; позже, однако, политическая пропаганда и А. и. приобрели характер формального и безадресного назидания.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати