Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Единство античного искусства обусловлено не только общностью основного (греческого или унаследованного от Греции) репертуара его тем, мотивов и форм, но также (и, пожалуй, прежде всего) общностью эстетического идеала, наиболее полно отразившегося в произведениях искусства греческой классики, которые уже в античную эпоху были признаны совершенными и образцовыми. Исполняя в художественной культуре античности роль центростремительного, организующего начала, этот идеал в большей или меньшей степени, прямо или косвенно сказывался на основной массе произведений искусства античной эпохи. Классический идеал сформировался в Древней Греции в 5 в. до н. э. после многовекового предшествующего развития. Социальным фоном его формирования сделалась т. н. полисная демократия, которая победила тогда в наиболее развитых греческих городах и которая предполагала наряду с институтами самоуправления также весьма высокий для своего времени уровень социальных и политических прав, гарантированных всем гражданам полиса (античного города-государства). За короткий период сумел найти выражение классический идеал свободной, самодостаточной личности. Обобщенную, чувственно-наглядную форму этот идеал обрел в искусстве, прежде всего в статуарной пластике, чья специфика (вычленение пластического образа из пространственной среды и особое внимание к проблеме равновесия) особенно этому благоприятствовала. Тот же образ прекрасного и доблестного, совершенного и сознающего свое совершенство человека, образ уравновешенности и спокойной красоты стал господствующим и в других пластических искусствах: в рельефе и в живописи, где он породил особый тип многофигурной композиции, в которой каждая фигура необходима для целого, но сама художественно от него независима; в прикладном искусстве, напр. в вазах (см. Древнегреческие сосуды), в архитектуре, где он проявился в самодовлеющей и одновременно открытой окружению композиции периптерального (см. Периптер ) храма, а также в продуманности и тектоническом совершенстве архитектурного ордера Неоценимым вкладом античности в мировое искусство явилась также разработанная ее художниками система изобразительных средств воспроизведения действительности, включавшая усовершенствованные приемы передачи анатомического строения и движения фигуры (хиазм) наряду со способами представления трехмерного пространства и объемности предметов в нем (перспектива, светотень и т. д.). Со времени своего появления и далее, в течение ряда столетий античное искусство развивалось на своей родине, в Древней Греции, помимо территории Балканской Греции, вместе с прилегающими островами включавшей западные прибрежные области Малой Азии, а также Великую Грецию (т.е. греческие колонии Южной Италии и Сицилии). После долгой, художественно своеобразной и богатой предыстории, получившей название крито-микенской, или минойско-микенской эпохи (III – II тыс. до н.э.), вслед за тем как с севера на Балканский полуостров вторглись воинственные племена отсталых тогда дорийцев, которые, разрушив очаги высокоразвитой местной культуры, окончательно в этих местах поселились, начинается первый период истории собственно античного искусства, именуемый геометрическим (XI – VIII вв. до н.э.). Для стиля этого периода (т.н. геометрического стиля) характерна предельная простота форм, контрастирующая с художественной изощренностью предыдущей эпохи. Особенно ярко эта суровая простота отразилась в украшенных геометрическим орнаментом вазах. Лишь с кон. IX в. до н.э. их роспись пополнилась фигурами людей – сильно стилизованными темными силуэтами, которые образуют длинные вереницы, заполняя фризы, опоясывающие тулово или горло сосуда; главным сюжетом этих изображений является погребальный обряд (т.н. дипилонские вазы из Аттики). В конце геометрического периода (VIII в. до н.э.) относительно высокого развития достигла также малая бронзовая пластика (находки в Олимпии). К сер. VII в. до н.э., в результате начавшейся столетием раньше колонизации греками отдельных территорий в соседних странах (Малая Азия, Италия, Сицилия, Египет и др.) заметно расширился географический и культурный кругозор греческого общества. Одновременно с этим греческое искусство вступило в свой новый, архаический период, продлившийся до нач. V в. до н.э. Становление архаического стиля было сопряжено с воздействием форм восточного искусства; их усвоение и переработка вызвали к жизни т.н. ориентализирующий стиль, особенно заметно проявившийся в области вазописи. К основным достижениям этого периода можно отнести развитие статуарной пластики (куросы и коры, в которых жесткая фронтальность и симметрия поз постепенно ослабевают, давая место естественной пластике тела) и скульптурного декора храмов (фронтонные группы, многофигурные рельефные фризы и метопы), развитие и начало расцвета вазописи (коринфские вазы, VII в. до н.э.; чернофигурная и краснофигурная аттическая вазопись, VI – V в. до н.э.), становление дорического и ионического архитектурных ордеров и возникновение типа храма-периптера (VII в. до н.э.). Наибольшего совершенства в это время достигает архитектура дорического ордера (храмы в греческих колониях Италии и Сицилии). Архаический период подготовил наивысшее развитие древнегреческого искусства, достигнутое в последовавший за архаическим классический период (V – IV вв. до н.э.), когда в условиях возникшей полисной демократии и возросшего благодаря победам в освободительных войнах с Персией (500 – 449 до н.э.) сознания этнической общности греков классический идеал нашел свое художественное воплощение и обнаружил все основные возможности, в нем заложенные. Искусство Древней Греции в этот период пережило три основных этапа. Первый из них – ранняя классика. Для развития скульптуры на этом этапе характерен заметный прогресс в реалистической передаче человеческого тела: разработка сложных поз («Дискобол» Мирона из Элевтер), хиазма и контрапоста. В живописи (Полигнот) и вазописи произошло освоение различных ракурсов наряду с разработкой приемов многофигурной композиции. Вместе с тем изобразительное искусство ранней классики оставалось еще далеким от живописных приемов передачи предмета. Так, волосы в статуях передавались не слитной, мягко моделированной массой, а четко разделенными, графически расчерченными прядями; в живописи, как и прежде, преобладал контур и профильное изображение. В то же время для рельефа, как и в предшествующую эпоху, остается характерным слабое выступание уплощенных форм над гладью фона. Следующий этап, именуемый обычно высокой, или зрелой классикой и длившийся с середины века примерно до начала Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.), принес с собой революционные перемены в живописи (Аполлодор вводит светотень, Агатарх – перспективу), а также завершение предшествующего развития в скульптуре, где выработался первый канон пропорций человеческого тела (Поликлет), пондерация получила свою классическую форму (он же, статуя «Дорифор»), а монументальная пластика в творчестве Фидия (скульптурное убранство Афинского акрополя, статуя Зевса в Олимпии) достигла своего совершенства. Как и в статуарной пластике, в портретной скульптуре преобладает стремление к идеальному образу (Кресилай, портрет Перикла). В архитектуре этого времени продолжал господствовать дорический ордер: лучшие памятники этого времени, напр., Парфенон (арх. Иктин и Калликрат) и Пропилеи (арх. Мнесикл) на Афинском акрополе, являются дорическими. Высшего совершенства достиг тогда же синтез архитектуры и пластики (Парфенон). Следующий за высокой классикой этап, называемый переходным периодом, продлился до кон. V в. до н.э. В искусство этого времени проникает дух пассивной созерцательности и гедонистического любования красотой. Для поздней классики, так же как для больших периодов последующей истории античного искусства характерно наличие двух основных тенденций развития: процесс постепенного отхода от идеала, достигнутого высокой классикой, сочетался в ней с попытками его сохранения, в разной степени успешными. Традиции Поликлета и Фидия еще сохраняли свою жизненность. Однако в скульптуру стали, с одной стороны, все активнее проникать живописные приемы; с другой – впервые возникли тенденции возврата к традициям архаической скульптуры. Достигнутый живописцами (Зевксис, Паррасий) эффект реального присутствия изображенного предмета граничил с иллюзией; высокого уровня достигла в живописи и мимическая экспрессия («Филоктет» Паррасия). В архитектуре более нежный ионический ордер активно развивался (Эрехтейон и храм Афины-Ники на Афинском акрополе) и занял место, равное по значению более суровому, дорическому ордеру; пространственная композиция храмов стала тяготеть к асимметрия и меньшей регулярности (Эрехтейон, храм Аполлона в Бассах). В искусстве IV в. до н.э., выделяемом как особый этап классического периода, поздняя классика, основные тенденции переходного периода получили дальнейшее развитие. Скульптура этого этапа определялась в основном влиянием трех мастеров статуарной пластики: создателя чувственно-прекрасных и безмятежных образов Праксителя («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир»), мастера драматических экспрессий и бурных, порывистых движений Скопаса («Пляшущая менада», фронтонные группы храма Афины Алеи в Тегее) и Лисиппа, изменившего канон Поликлета в сторону большей удлиненности фигур и соединившего особое жизнеподобие с героическим характером образов («Апоксиомен», «Отдыхающий Геракл», «Отдыхающий Гермес»). Усилилась трехмерная пространственность статуарного образа (исключение – Пракситель, подчеркивавший в своих произведениях фронтальную плоскость). Высокое развитие получила портретная скульптура, отразившая интерес своего времени к характерности отдельного человека (портреты Еврипида, Сократа, портрет Александра Македонского работы Лисиппа). Искусство рельефа также претерпело изменения: образы приобрели черты самоуглубленности, фигуры сделались более пластичными и выпуклыми, чем прежде. Сходные со скульптурой процессы переживала, судя по свидетельству литературных источников, и живопись, тяготевшая к драматизму, эффектам светотени и объемности изображаемых форм (Апеллес, Евфранор, Протоген). В храмовой архитектуре все более значительную роль стал играть интерьер, который мог теперь трактоваться как слитное, а не расчлененное рядами колонн пространство (Скопас, храм Афины Алеи в Тегее); именно в интерьере получил тогда развитие сложившийся в конце предыдущего века коринфский ордер. Уникальным для своего времени памятником сделался галикарнасский Мавсолей (Кария в Малой Азии, арх. Пифей и Сатир), огромная постройка в которой по вертикали сочетались такие разнородные архитектурные мотивы, как ионическая колоннада и пирамида, при этом успешно разрешалась задача объединения столь сложного и масштабного сооружения с разнообразным скульптурным декором (Скопас, Леохар и др.). После завоевания Александром Македонским Персидской державы и возникновения на завоеванной территории новых государств с преемниками (диадохами) Александра во главе были созданы благоприятные условия для распространения на этот огромный регион греческой культуры, отчего вся эпоха, продлившаяся с кон. 4 до 2—1 вв. до н. э., получила наименование эллинизма. Поражение демократии и утверждение сильной монархической власти породили в рядовом гражданине чувство несоизмеримости между человеком и окружающим его миром социальных отношений. Образ мира являлся воображению как образ чего-то несоизмеримо огромного и подавляюще сверхчеловеческого, но притом все еще по-эллински величественного и прекрасного — образ, воплощающий новую для того времени эстетическую категорию возвышенного. Но это же чувство порождало желание уйти в малый мир личных чувств и бытовых интересов. Как следствие, в искусстве этой эпохи резче обозначился отход от классического идеала. Так, для скульптуры эллинизма характерны повышенная экспрессия и динамика образа, увлечение многофигурными композициями и колоссальные размеры, с другой стороны, распространение получили идиллические образы и шутливые сценки, элементы бытового натурализма Этруски, жившие в Средней Италии в 8—1 вв. до н. э.. создали на основе греческой традиции яркую и оригинальную художественную культуру. Их искусство отличается от греческих образцов интересом к индивидуальным особенностям, изменчивым состоянием тела и души, вниманием к деталям пейзажа, повышенной экспрессией, нередко достигаемой нарушением пропорций и равновесия фигур, а в 4 в. до н. э. также импульсивной широтой письма. Этрусское искусство оказало значительное влияние на становление искусства в Древнем Риме, античном государстве, которое в результате своей успешной завоевательной политики прошло исторический путь от небольшого города Рима в Средней Италии до могущественной мировой державы, простершейся от Сев. Африки до Британии и от Испании до Сирии. Римское искусство отражало особый интерес его создателей к неповторимости частного факта, что нашло отражение уже в первом, республиканском периоде истории римского искусства (6—1 вв. до н. э.), в частности в портрете, отмеченном жизненностью и острой индивидуальной выразительностью образов. На тот же период пришелся и ряд ярких достижений римской архитектуры, уже тогда обнаружившей свою наклонность к созданию образа динамичного, целеустремленного,экспансивного пространства. Активно применялись и такие редкие для греческих построек конструкции, как арка и свод, применение в строительстве бетона позволило заметно увеличить ширину перекрытий. С переходом от Республики к Империи, завершившимся в На протяжении времени существования Империи основные направления художественного развития оставались теми, что и прежде, но по масштабности и выразительности результаты намного превзошли все созданное в эпоху Республики. В светской архитектуре все более активно применялись арочные перемычки и сводчатые перекрытия, увеличившиеся в ширину благодаря прогрессу строительной техники. Во 2 в. для перекрытия круглого в плане храма был впервые применен купол. В конце периода Империи совершился выход за рамки собственно античного искусства и переход к художественной культуре средних веков. Особенно заметны эти процессы в искусстве римских провинций, западных и особенно восточных; условность изобразительных приемов и спиритуализм образов предвосхищали стилистику христианского искусства средних веков. В 4 в. сформировались основные типы христианского храма: базилика и центрально-купольное здание. Влияние античной художественной традиции на становление и развитие искусства последующих эпох невозможно переоценить. Средневековое искусство возникло в значительной мере как результат ее длительной и глубокой стилевой трансформации: со времени Возрождения и до 19 в. основой художественной педагогики, равно как одним из решающих стилеобразующих факторов для европейского искусства, становится осознанное и систематическое обращение к античной классике как образцу для подражания. См. Барокко, Классицизм, Неоклассицизм. |
А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ |