АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР
(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе); декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Сложению А. ж. предшествует долгая традиция изучения и изображения животных. Об острой наблюдательности свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко выразительны стилизованные фигуры в памятниках звериного стиля (у скифов, кельтов, германцев, в англоирландских и новгородских рукописях), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, Древней Америки, в народном творчестве многих стран. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках; в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения появились изображения животных с натуры (Пизанелло, Альбрехт Дюрер). Собственно А. ж. (жанр «цветы-птицы») и художники-анималисты появились в Китае в периоды правления династии Тан (Хань Хуан, 8 в.) и династии Сун (Муци, 13 в.), в Европе — в 17 в. в Нидерландах (Паулюс Поттер, Алберт Кейп) и Фландрии (Франс Снейдерс, Ян Фейт), в 18 в. во Франции (Жан Батист Удри), России (И. Ф. Гроот). В 19 — нач. 20 в. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (Антуан Луи Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Джон Одюбон в США, Констан Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, Аугуст Гауль в Германии, Кристен Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (живописцы Бруно Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России). В русском искусстве советского периода сложилась большая группа анималистов (в т. ч. мастеров керамической, деревянной, металлической пластики, иллюстраторов детской книги), удачно соединивших понимание животных и любовь к природе с яркой образностью: В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, Д. В. Горлов, А. Г. Сотников, А. В. Марц.
|