Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА


(греч.
templon букв. храм) в христианском храме ограждение алтаря от помещения для молящихся. А. п. из­вестна с 4 в. Приобрела символичес­кое значение видимой границы меж­ду миром Дольним и миром Горним, который олицетворял алтарь Свя­тая Святых в восточной части хри­стианского храма.В раннехристианском мире были известны два типа А. п.: в виде парапета и в виде пор­тика, который получил распростра­нение и дальнейшее развитие в ви­зантийской архитектуре. Он пред­ставлял собой ряд колонн, поддержи­вающих архитрав. В интерколумниях находились невысокие парапе­ты. На лицевой стороне архитрава (космитиса) в медальонах по­мещались образы святых, составлявшие Деисус. В 11—13 вв. антропо­морфные изображения исчезают с космитиса: это происходит, по-види­мому, из-за появления икон (э п и с т и л и е в), поставленных на ар­хитрав. Эти иконы, написанные на вытянутых по горизонтали досках, взяли на себя функцию изображений, некогда помещаемых на космитисе. Интерколумнии таких А. п. остава­лись свободными от икон и закрывались завесами. А. п. не была сплош­ной ее разделяли алтарные стол­бы храма. На их плоскостях, обра­щенных к молящимся, помещались мозаичные или фресковые образы. Существовали и деревянные А. п., в которых место космитиса занимал эпистилий. Число и назначение врат в А. п. не было постоянным.

Каменная А. п. в виде портика по­явилась на Руси вместе со структурой крестово-купольного храма. Здесь она претерпела изменения, подобные происшедшим в Византий­ской империи, где с 14 в. в А. п. интерколумнии заполняются иконами. На рубеже 14—15 вв. в Сев.-Вост. Руси А. п. превращается в глухую стенку между алтарными столбами (напр., в соборе Саввино-Сторожевского монастыря в подмосковном Звенигороде). Некогда существовавшие колонки под космитисом преврати­лись в пилястры с капителями, под­держивающие деревянное тябло пер­вого ряда иконостаса. Простенки между пилястрами были расписаны фресками. С нач. 15 в. известна А. п. в виде сплошной стенки, ограждаю­щей не только собственно алтарь, но и жертвенник и дьяконник (Троицкий собор Троице-Сергеева монасты­ря в Сергиевом Посаде под Москвой). Ее появление связывается с формированием единого иконостаса (не разделенного восточными столбами храма). А. п. подобного типа остает­ся не закрытой иконами местного ряда еще в 1-й трети 16 в. Однако если в 15 в. пилястры на лицевой поверхности А. п. повторяют ритм колонок византийских темплонов (Успенский собор Московского Кремля), то в 16 в. они являются частью алтарных столбов (собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, 1508—1516), а иногда заменяются фигурными кронштейнами (Успенский собор в Дмитрове под Москвой, 1-я треть 16 в.). Вероятно, с сер. 16 в. поверхность А. п. начи­нают закрывать иконами местного ряда, и А. п. окончательно лишается архитектурного декора. С появлени­ем иконостаса каркасного типа А. п. полностью закрывается иконами местного ряда и одновременно теря­ет свое конструктивное значение опо­ры рядов иконостаса. В 17 в. А. п. исчезает, встречаясь только в памят­никах, ориентированных на конкрет­ные исторические образцы.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати