АНАМОРФОЗ
(фр. anamorphose — преобразование, от греч. anamorphōsis — изменение формы), анаморфоза — композиционный прием, основанный на использовании причудливых перспективных ракурсов и иллюзий, гротескных графических и живописных эффектов. В результате возникает «двойной» или «окказиональный» (как бы случайный) образ, совмещающий в себе разные мотивы, зримо перетекающие один в другой: пейзаж становится сценой битвы, гора — человеческой головой, ствол дерева — уродливым телом и т. д. А. охотно применялся мастерами Возрождения, понимавшими его как наглядный знак сотворчества художника и «божественной Природы-Искусницы», беспрестанно порождающей новые формы. Самый знаменитый пример — странный продолговатый предмет на полу в «Портрете французских послов» Ханса Хольбайна (младшего) (1533), который в определенном ракурсе оказывается человеческим черепом. В 20 в. А. особенно характерны для сюрреализма, прежде всего для творчества Сальвадора Дали. Распространению термина способствовал литовский историк искусства Юргис Балтрушайтис, написавший об А. специальное исследование.
|