Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АМПИР


(фр.
empire империя)стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном ис­кусстве первой трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения для А. искусство архаики в Древней Греции и искусство импе­раторского Рима, а также культура Древнего Египта. В античности А. черпал, с одной стороны, монумен­тальность, лаконизм, а с другойидею утверждения имперского вели­чия через посредство многочислен­ных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре А. получили массивные портики дори­ческого и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой гл. обр. римского про­исхождения (дикторские связки, до­спехи, венки, геральдические орлы и т. п.). Пластические особенности  древнеегипетского искусства под­сказали мастерам А. активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Мастера А. прибегали также ко мно­гим антикизированным мотивам древнеегипетских орнаментов и сим­волов, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Вместе с тем в структуре формообразования А. просматриваются и некоторые новшества. Среди нихусиление градообразующей роли фасадов зданий, использование стены не только как грани массивного объема, но и как плоской преграды, призван­ной обеспечить симметричность и гармоничность ансамбля в целом (арка здания Главного штаба и его угол на набережной Мойки в Санкт-Петербурге, 1819—1829, архитектор К. И. Росси).А. в архитектуре сложился на рубеже 18—19 вв. во Франции, в про­ектах Клода-Никола Леду и других мастеров эпохи Великой француз­ской революции. Их идеи монумен­тальных, лаконичных и геометричес­ки выразительных сооружений носи­ли в основном утопический характер, но они обогатили последующие по­иски архитекторов. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древно­сти (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны) и мотивов декора интерьеров (рельефы, напоминающие древнеегипетские образцы; росписи, навеянные помпеянской стенописью; декоративные вазы, похожие на греческие архаиче­ские и этрусские, и т. п.). А. про­явился также в искусстве мебели (из­делия Франсуа Жакоба во Франции, мебель по проектам А. Н. Воронихина, К. И. Росси в России), где часто использовался эффект сочетания тем­ного дерева и накладного золоченого бронзового декора в духе египетских и римских древних украшений. Силь­ное влияние оказал стиль А. на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла и на модели одежды.

В России А. (в ы с о к и й  классицизм) получил наибольшее распространение в градострои­тельных ансамблях центра Петербур­га, спроектированных К. И. Росси (Главный штаб, Александрийский театр и примыкающая к нему Теат­ральная улица), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном Тома де Томоном (стрелка Васильевского остро­ва с Биржей) и др. В Москве в стиле А. выстроены многие здания и особ­няки, спроектированные Джованни Баттиста и Доменико Жилярди и А. Г. Григорьевым (Опекунский со­вет, особняки Луниных, С. Гагарина, постройки в усадьбе Кузьминки и др.), в этом же стиле в Москве по проектам О. И. Бове были сооруже­ны Верхние торговые ряды на Крас­ной площади (не сохранились). Боль­шой театр с прилегающими здания­ми (позже частично перестроены), Первая градская больница. Триум­фальные ворота (разрушены в 1932, перенесены и восстановлены в 1968).

В русской скульптуре высокий классицизм нашел отражение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площа­ди в Москве, скульптор И. П. Мартос), в московских фонтанах И. П. Витали, в монументально-де­коративной пластике Ф. Ф. Щедри­на, С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, украшающей многие здания Санкт-Петербурга.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати