ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

История Академии художеств в России ведёт свое начало с XVIII века. Мысль о её создании была высказана Петром I ещё в конце 1690-х годов. В 1724 году император издал «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», однако его осуществление состоялось лишь при Елизавете Петровне. 6(17) ноября 1757 года по инициативе великого русского ученого М.В.Ломоносова и известного просветителя того времени И.И.Шувалова Сенат издал указ о создании «Академии трёх знатнейших искусств». Это событие заложило основы для дальнейшего развития отечественной художественной культуры и науки. 

Первый главный директор Иван Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. При нём возникла и традиция посылать лучших выпускников за границу «для усовершенствования».

Первоначально учреждение числилось при Московском университете, пока в 1764 году императрица не сделала его полностью самостоятельным и не пожаловала новый Устав, привилегии и название: «Академия трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, с воспитательным при оной Академии училищем». В XVIII веке параллельно, особенно на слуху, существовало и краткое название - «Академия художеств». В документах - непременно с официальным разъяснением - Императорская. Позже, вероятно, по аналогии с европейскими академиями, появилось уточняющее название: Санкт-Петербургская Императорская академия художеств. В том же году по проекту архитекторов Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.Кокоринова началось строительство каменного здания на берегу Невы, завершившееся в 1788 году.

Академия была одним из самых прогрессивных учреждений того времени. Живописцы и архитекторы первого шуваловского выпуска - А.П.Лосенко, Ф.И.Шубин, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, И.Е.Старов - задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства. В разное время ее закончили такие выдающиеся живописцы как А.А.Иванов, К.П.Брюллов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, скульпторы И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.П.Прокофьев, М.М.Антокольский, архитекторы А.Н.Воронихин, Н.Л.Бенуа, К.А.Тон, И.А.Фомин, В.А.Щуко и многие другие. 

Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением, однако её деятельность не ограничивалась лишь образованием. Она была центром просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.  Она занималась рассмотрением и утверждением важных архитектурных, скульптурных и живописных проектов для столицы и других городов. Педагоги и ученики участвовали в возведении и оформлении крупных художественных ансамблей того времени, включая Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, для чего в 1847 году при Академии было учреждено Мозаичное Заведение. Императорская Академия художеств выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали её выпускники, а позднее - и музеев при них. 

Музей Академии художеств вел широкую выставочную деятельность, привлекая не только просвещенную публику, но и представителей всех сословий общества. За время своего существования в его стенах сосредоточилась ценнейшая коллекция западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились многие поколения студентов. Учреждение Русского музея императора Александра III также было связано с деятельностью Академии художеств. Именно ее собрание заложило основу художественной коллекции нового общедоступного музея. 

По распоряжению императора в 1893 году также была проведена реформа: полное преобразование Академии как художественной школы и как центра художественной жизни и политики. Академия была разделена на две части. Одна - под прежним названием, но с иным составом. Это - «академическое собрание», включавшее академиков-художников и академиков-деятелей культуры и архитекторов, широко известных в стране. «Бывшая Академия преобразовывалась в Высшее художественное училище» и относилась к «разряду высших учебных заведений», не теряя связи с Академией художеств. 

В XX веке Академия пережила ряд тяжелых десятилетий. В 1918 году учреждение было ликвидировано, но существовавшее в её структуре учебное заведение сохранилось. Несмотря на то, что его название часто менялось, в творчестве и педагогической деятельности ряда мастеров продолжала осуществляться преемственность классическими традициями и академической системой образования. В 1932 году вузу вернули прежнее, но несколько измененное название – Всероссийская академия художеств. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР. В 1992 году она была преобразована в Российскую академию художеств, которая относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. 

Материал подготовлен на основе статей В.В.Ванслова и А.Г.Верещагиной, опубликованных в I томе словаря-справочника «Академия художеств от основания до наших дней» (М., 2008).


версия для печати