Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
АБСТРАКЦИОНИЗМ


(англ.
abstractionism, фр. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus — от­влеченный) широкое направление в искусстве 20 в., в котором произве­дение основано исключительно на формальных элементах (линия, цве­товое пятно, отвлеченная конфигурация). А. как программное направле­ние возник в начале 1910-х гг. почти одновременно в нескольких странах Европы. Его признанными основопо­ложниками являются русские худож­ники В. В. Кандинский и К. С. Ма­левич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, чех Франти­шек Купка. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистические идеи: так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явления­ми видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живо­писные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластичес­кие формулы, организованные из та­ких знаков, как отношения между элементами универсума. Иной харак­тер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалисти­ческая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динами­ческих качеств цвета. Художники раннего А. внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах (де­ятельность Кандинского во Вхутемасе и Баухаузе, Мондриана в кон­структивистской группе «Де Стейл», «архитектоны» и дизайнерские про­екты Малевича, опыты в прикладном искусстве Робера Делоне и Сони Делоне-Терк). Их обращение к функци­ональной форме объясняется универсализмом эстетических программ: отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, в более узком смысле как принципиальные схемы ор­ганизации пространственной и пред­метной среды, окружающей челове­ка. С другой стороны, работа с пер­вичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композицион­ных принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных и пред­метных формах.

С момента возникновения А. в нем определяются две линии: геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Дело­не), и лирической абстракции, в ко­торой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандин­ский). Это формальное различие от­ражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художе­ственных программах. Композиции геометрического А., построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представ­ляют устойчивые «субстанциональные» состояния. Абстракции Кандин­ского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах.

После второй мировой войны А. становится доминирующим направле­нием в искусстве стран Западной Ев­ропы и Северной Америки. Преоб­ладают формы лирической абстрак­ции, в которой возникают такие те­чения, как абстрактный экспресси­онизм, ташизм, иероглифический аб­стракционизм. Эстетические концепции этих течений утрачивают универ­сально-метафизический характер; абстрактная форма соотносится лишь с теми или иными проявлениями при­роды, социального мира, трактуется как непосредственная фиксация пси­хических состояний художника. А. таит опасность депрофессионализации творчества. Беспредметная ком­позиция нередко объявляется само­достаточной, исключающей любые ассоциации с внешним миром или содержанием сознания.

Другие названия: абсолютное ис­кусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, кон­кретное искусство. Ср. Абстрактное искусство, Абстракция.

А СЕККО АБАКА АББАТСТВО АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА АБРИС АБРОВЫЕ ТКАНИ АБСИДА АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИО­НИЗМ АБСТРАКЦИОНИЗМ АБСТРАКЦИЯ АВАНГАРДИЗМ АВАНТИТУЛ АВЕРС АВТОГРАВЮРА АВТОГРАФ АВТОГРАФИЯ АВТОЛИТОГРАФИЯ АВТОПОРТРЕТ АВТОТИПИЯ АВТОЦИНКОГРАФИЯ АГАДИР АГАПА АГАТОВАЯ КЕРАМИКА АГВЕДАЛЬ АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР АГОРА АДЗЭКУРА АДОБА АДОРАНТ АЙАДАНА АЙВАН АЛЕБАСТР АЛЬГРАФИЯ АКАДЕМИЗМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАМ­МА АКАНТ АКВАРЕЛЬ АКВАТИНТА АКВАТИПИЯ АКВАФОРТЕ АКВЕДУК АККУМУЛЯЦИЯ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ АКРОЛИТ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСЕССУАР АКСОНОМЕТРИЯ АКТ АКЦИДЕНЦИЯ АКЦИОНИЗМ АЛАБАСТР АЛЕБАСТР АЛЛА ПРИМА АЛЛЕГОРИЯ АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА АЛТАРЬ АЛФИС АЛЬГРАФИЯ АЛЬКОВ АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА АЛЬФРЕЙНАЯ РАБОТА АЛЬ ФРЕСКО АМАЛАКА АМБУЛАТОРИЙ АМВОН АМПИР АМУЛЕТ АМУР АМФИПРОСТИЛЬ АМФИТЕАТР АМФОРА АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТ­ВО АНАМОРФОЗ АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАХРОНИЗМ АНГЛИЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ АНГЛИЙСКИЙ ПАРК АНГЛИЙСКИЙ ХРУСТАЛЬ АНГОБ АНДА АНДАЛУССКИЙ САД АНДЕГРАУНД АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР АНКРЁ АНСАМБЛЬ АНТАБЛЕМЕНТ АНТАРАЛА АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТРЕСОЛЬ АНТРОПОМОРФИЗМ АНТЫ АНФАС АНФИЛАДА АНХ АПАДАНА АППЛИКАЦИЯ АПСИДА АРАБЕСКА АР БРЮТ АНТЕМИЙ АНТЕФИКСЫ АР ДЕКО АРДХАМАНТАПАМ АРИБАЛЛ АРКА АРКАДА АРКАТУРА АРКБУТАН АРКОСОЛИЙ АРЛЕКИН АРМАТУРА АРМАТУРНЫЙ ФРИЗ АР НУВО АРТ-ДИЛЕР АРТЕ ПОВЕРА АРТЕСОНАДО АРТЕФАКТ АРХАИКА АРХЕТИП АРХИВОЛЬТ АРХИТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ АРХИТРАВ АСИММЕТРИЯ АСКОС АССАМБЛАЖ АССИСТ АССОЦИАЦИЯ АСТИЛЯРНЫЙ ОРДЕР АСТРАГАЛ АСФАЛЬТ АТАШКЕД АТЕЛЬЕ АТЛАНТ АТЛАС АТРИБУТ АТРИБУЦИЯ АТРИЙ АТТИЧЕСКАЯ БАЗА АУКЦИОН АУКЦИОННЫЙ ДОМ АФТАБА АФФРЕСКО АЭРОГРАФ АЭРОГРАФИЯ

версия для печати