АНСАМБЛЬ
(фр. ensemble, букв. — вместе) — совокупность, гармоническое единство художественных компонентов. А. может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды (см. Синтез искусств). А. выражает мировоззренческое представление той или иной эпохи о красоте, что на практике проявляется в выработке системы связей элементов и целого, в пропорциональной согласованности компонентов А. друг с другом и целым. А. — содержательно-структурное единство, которое отражает конкретные идеалы красоты и пользы, соответствующие историческому сознанию общества, и представляет собой определенную систему взаимосвязи различных объектов и действий. Понятие А. — широкое, характерное для всех видов искусства. Виды А. — градостроительный, ландшафтный, архитектурный, интерьерный, предметный (мебельный гарнитур, сервиз, костюм, ювелирные украшения и т. д.), экспозиционный, зрелищный (действо, спектакль, фильм, шествие и т. п.). А. может строиться на единообразии и подобии мотивов и элементов при многообразии их связей (А. классицизма) либо на многообразии компонентов при однотипности связей (А. барокко). А. может естественно складываться (интерьер народного жилища) или специально проектироваться; может создаваться как законченная, замкнутая система (классицизм) либо как открытая система, предусматривающая дальнейшее развитие, свойственное природным формам (древнерусские архитектурные А.). Архитектурный А. живет и развивается в пространстве и времени, его образ зависит от времени года, смены освещения, присутствия и действий людей. Понятие А. исторично, и представление о нем в различные эпохи может не совпадать (в 18 — 1-й пол. 19 в. представление об А. в большей мере соответствовало современному понятию композиции). А. отражает стилистические особенности времени, как бы представляя художественно-пространственную модель организации бытия в каждую историческую эпоху, демонстрируя универсальную интегрирующую способность стиля, связывающего все компоненты в содержательно-структурное целостное единство; стиль выдвигает творческие принципы, определяющие характер связи элементов А. Для русского зодчества 17 в. ведущими были принципы разнообразия и узорности, для классицизма — принципы меры и равновесия (архитектурные А. русских архитекторов В. И. Баженова, А. Д. Захарова, К. И. Росси, А. Н. Воронихина).
|