АНФАС
(фр. en face, букв. — в лицо) — изображение портретируемого лицом к зрителю. С древности этот прием применяли в скульптурных и живописных изображениях божеств, так как фронтальность придает божеству неподвижность «вечного» предстояния, постановка фигуры в А. сообщает торжественность парадным портретам монархов, полководцев, трибунов. В христианском искусстве Вседержитель и Богоматерь Оранта изображались строго фронтально, тогда как в изображении Богоматери с младенцем Дева Мария склоняется к сыну. Прием А. играл и диаметрально противоположную роль: он создавал атмосферу камерности, интимности, внутренней близости зрителя с портретируемым, глядящим ему прямо в глаза, как его собственное отражение в зеркале (мудрый взгляд Рембрандта в автопортрете 1658 г., веселое лицо «Девушки с веером» Огюста Ренуара).
Большую роль в использовании этого приема играет направление взгляда портретируемого. Отведенные глаза отвлекают зрителя от изображения. Опущенный взгляд как бы скрывает внутренний мир модели, направленный прямо на зрителя помогает ему постичь внутренний мир человека.
|