ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Научные исследования, согласно утвержденной программы фундаментальных научных исследований на 2013-2020 гг., проводятся по девяти основным направлениям:

1. Методология и теория исторического процесса развития изобразительного искусства и архитектуры
1.1. Художественная культура России в контексте изучения историко-культурного наследия
1.2. Комплексное исследование основных этапов развития мирового изобразительного искусства: история и современность
1.3. Методология современного искусствознания: теоретические аспекты искусствознания в международном контексте, художественная критика и академическая художественная школа
1.4. Научно-исследовательские и научно-образовательные программы в музеях России и мира: изучение опыта и развития инновационных программ

2. Анализ актуальных процессов развития современной художественной культуры
2.1. Мониторинг актуальных направлений научных исследований сферы изобразительного искусства и архитектуры
2.2. Системный анализ актуальных процессов развития современной художественной культуры в России и за рубежом
2.3. Анализ методов создания художественно осмысленной среды городов, сел и антропогенных ландшафтов: изучение новых методов колористического решения городского пространства, архитектурного дизайна, садово-паркового искусства, регенерации территорий парков и скверов, размещения произведений монументального искусства
2.4. Искусство в эпоху глобализации: процессы трансформации и адаптации

3. Дизайн и технологии: эволюция среды обитания человека
3.1. Исследование развития отраслей мирового и отечественного дизайна: анализ исторического опыта и мониторинг современного состояния
3.2. Проблемы и перспективы развития мирового и отечественного дизайна в контексте процессов междисциплинарного развития. Синтез искусств в дизайне среды
3.3. Теория и методология в области дизайна
3.4. Изучение процессов развития визуальных коммуникаций в современной среде
3.5. Практика применения инновационных материалов и технологий в дизайн-проектировании

4. Изобразительное искусство в контексте современного гуманитарного образования
4.1. Традиции и современность в методах обучения в академической художественной школе
4.2. Пути развития академического образования на современном этапе: вопросы преподавания живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, новейших художественных течений и новых дисциплин  в системе отечественного художественного образования
4.3. Научно-методическое обеспечение современного искусствоведческого образования
4.4. История искусства как предмет гуманитарного знания
4.5. Роль искусства в системе образования современного человека
4.6. Изобразительное искусство в системе детского воспитания

5. Интеграция научного и творческого знания в процессе сохранения культурного и духовного наследия
5.1. Изучение методов реставрации произведений изобразительного искусства и архитектуры, памятников истории: научные и методологические проблемы реставрации
5.2. Методы технико-технологических исследований и проблема атрибуции произведений изобразительного искусства
5.3. Этические проблемы реставрации

6. Искусство и наука в современном мире
6.1. Искусство и наука как основы цивилизации
6.2. Творчество как метод научного исследования
6.3. Достижения науки и изобразительного искусства: пути взаимодействия
6.4. Инновации в искусстве: проблема идентификации и вопросы развития

7. Искусство, наука, религия: пути познания и формы интеграции в пространстве культуры
7.1. Интеграция религиозного и научного знания в творчестве художника
7.2. Религия, наука и искусство как способы преодоления дегуманизации социального пространства
7.3. Религиозный и творческий опыт в процессе поиска новых форм визуальной изобразительности: опыт современного визуального искусства и  его исторические корни

8. Особенности развития техник и технологий в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне: история и современность
8.1. Изучение и совершенствование технологий создания произведений изобразительного искусства, архитектуры, дизайна
8.2. Исследования новых техник и технологий в целях создания научной базы данных и дальнейшего внедрения в экспериментальное пространство современного искусства
8.3. Осуществления экспертно-нормативной работы в целях оптимизации деятельности и формирования стандартов на стоимости материала, проведенных работ при выполнении государственного заказа
8.4. Проведение всех видов научной экспертизы произведений искусства с целью их исследования и оценки

9. Гуманистические основы и социальные функции искусства
9.1. Изучение потенциала возможностей искусства в борьбе против негативных тенденций современного общества: проблемы воспитания молодежи
9.2. Искусство как способ утверждения принципов взаимоуважения, толерантности и взаимопонимания между народами: анализ историко-культурного опыта и современные пути решения
9.3. Диалог культур как форма дипломатии XXI века: искусство в борьбе за мир
9.4. Искусство как форма терапии: научный и духовный аспекты

версия для печати