Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

 

тип синтетического искус­ства, изначально связанный с трудо­вой деятельностью человека, пред­ставляющий одновременно матери­альную и духовную культуру Н. и в основе имеет мифологическое, по­этическое отношение к миру, харак­теризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, оно развивается как коллективное творчество на основе преемственно­сти и традиции, являющейся формо образующим началом, связывающим современность с прошлым. Эпиче­ский характер образа определяется самим типом творчества, коллектив­ным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому образная структура Н. и. сохраняет изначальный образ, входящий в син­тез с его вариациями и новыми эле­ментами. Синтез заложен в самой образности, в единстве, художествен­ной целостности произведения, в принципах формообразования, где определяющими служат родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произведении пластического, живописного, графи­ческого, архитектонического начал Место Н. и. в системе культуры определяется функциями памят­ной, обрядовой, родо­вой, коммуникативной. Воспроизводство народно-ценностно­го начала определяет непреходящую роль Н. и. в культуре, его современ­ность. Ядро Н. и., питающее своими идеями и образами все его сферы и формы, составляет крестьянское ис­кусство. В Н. и. прослеживаются особенности трудовой деятельности, быта, а также верований и культов. Оно создает и оформляет предметную среду народной жизни, дает эстети­ческое выражение трудовым процес­сам, бытовому укладу, календарным и семейным праздникам и является искони неотъемлемой частью строя народной жизни. Объединяющим началом композиции Н. и. зачастую выступает орнамент. Н. и. живет веками; его навыки традиционно пе­реходят из поколения в поколение, претерпевая лишь частичные измене­ния.

В современном мире Н. и., не­смотря на распад многих традицион­ных форм производства и бытования его изделий, сохранило свои харак­терные черты и традиции в рус­ской игрушке, в обработке дерева, металла, в росписи, вышивке, круже­ве, в украинской, кавказской, сред невосточной керамике и т. д.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати