Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ

нарышкинское барокко, московское барокко— условные названия самобытного эта­па в развитии русской архитектуры, приходящегося на 1690-е гг. и пер­вые годы18 в. Некоторые характер­ные сооружения Н. с. были построе­ны по заказам семьи бояр Нарышки­ных, от фамилии которых стиль по­лучил наименование. Главные приме­ры Н. с.— нарядные многоярусные церкви: Покрова в Филях(1690— 1693), Троицы в Троицком-Лыкове (1698—1704) — обе в Москве; церковь Спаса в с. Уборы(1694—1697), Успенский собор в Рязани(1693— 1699) — оба построены зодчим Я. Г. Бухвостовым. Сложное взаимо­действие средневековой архитектур­ной системы и нового европейского архитектурно-декоративного мышле­ния, проникавшего на Русь через Украину, Белоруссию, Польшу, созда­ло своеобразный сплав традиционных и непривычных форм. При этом тра­диционные четкие стереометричес­кие объемы составляют необычные для каменного зодчества средневеко­вой Руси и не свойственные барокко композиционные формы— пирами­дальные структуры (восьмерики на четверике) или вертикальный парал­лелепипед (собор в Рязани), четырех­лепестковый план; богатое рельефное убранство, пластичность декора, мно­гообразие орнамента, двухцветность (кирпич и белый камень) и широкое введение ордерных элементов исполь­зованы для акцентировки, декоратив­ного обрамления плоскостей, обособ­ленных архитектурных объемов. Кон­трасты большого и малого, целого и детали, стены и пятен декора, устрем­ление построек ступенями вверх, многообразие фантастических и ре­альных мотивов в декоре (картуши, раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы) создают сложное впечатление праздничности и драматизма, внеш­ней статики и внутренней дина­мики.
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати