Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ

 

одна из основных школ древнерусского искусства, в истории которого Новгород занимает особое место. Его республиканское устрой­ство при господстве боярской олигар­хии допускало к культурной и общес­твенной жизни «черный люд», что обусловило усиление в новгородской живописи черт полнокровности и почвенности, непосредственности образов и свежести колорита. Ордын­ские силы не сумели подойти к горо­ду, поэтому Новгород сохранил наи­большее число домонгольских икон. В таких иконах, как «Апостолы Петр и Павел» (11 в.), «Святой Георгий» из Юрьева монастыря (12 в.), «Нико­ла» из Новодевичьего монастыря (нач. 13 в.), «Ангел Златы Власы» (кон. 12 в.) ощущаются как славянс­кая мощь образов, так и отголоски высокого византийского стиля. В 11—12 вв. эти традиции проявились и в монументальной живописи. Сис­тема росписей Софии Киевской была повторена в Софии Новгородской (1108). Среди фресковых ансамблей 12 в. росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), церкви Благовещения в Аркажах (1189), церкви Георгия в Ста­рой Ладоге (1180-е гг.) и храма Спа­са на Нередице (1199). С 13 в. ико­нопись начинает играть ведущую роль, усиливаются местные особенности: суровость, внушительность образов, упрощенная живописная система, яркость цвета, повышенная декоративность, напр., в иконах «Иоанн Лествичник, Георгий и Вла сий» (2-я пол. 13 в., Русский музей), икона мастера Алексы Петрова «Ни­кола с избранными святыми» (1294). Популярными стали с 13 в. краснофонные иконы.

В 14 в. новгородские иконы отра­жали устойчивость местных вкусов, приверженность старине («Чудо Ге­оргия о змие с житием», 1-я пол. 14 в., Русский музей). Однако уже в 1-й трети столетия наблюдается но­вое сближение с византийским искус­ством, что впоследствии находит вы­ражение в иконописи и фресках 2-й пол. 14 в., в т. ч. в гениальных росписях церкви Спаса Преображе­ния на Ильине улице, выполненных Феофаном Греком (1378). Иконы, по­добные «Борису и Глебу на конях» (ок. 1377, Новгородский музей), рас­крывают особенности жизни Новго­рода. Синтез традиций определил облик новгородской фрески послед­ней четв. 14 в. главного достиже­ния Н. ш. ж. этого времени роспи­си церкви Федора Стратилата на Ручье, церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Кова­леве и др.). Для кон. 14 — нач. 15 вв. характерно известное сближение нов­городской живописи с московской традицией эпохи Андрея Рублева. В 15 в. иконопись обретает большую ко­лористическую изысканность, рафи­нированность, но в ней появляются черты унификации приемов, принцип «серийности». В иконах все более от­ражается идея новгородского сепара­тизма, обращение к древней местной традиции, культ старины (иконы «Битва суздальцев с новгородцами», 15—16 вв.). Яркие по цвету иконы с избранными святыми (Спиридоний, Власий, Фрол и Лавр, Козьма и Дамиан, Параскева и Анастасия и пр.) были особенно почитаемы в Новго­роде. Падение новгородской самос­тоятельности и включение Новгоро­да в 1478 г. в состав русского госу­дарства привели к консервации ста­рых форм и приемов.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати