Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НЕОКЛАССИЦИЗМ


 неоклассика термин искусствознания, обозначающий различные по своему характеру и целям направления, воз­никшие после классицизма 17 в. и последовавшие его ориентации на классические традиции искусства Древней Греции и Древнего Рима, а также Возрождения. Общие черты всех явлений, объединяемых названи­ем Н., отношение к античному и ренессансному наследию как  к высшей художественной норме, иде­алу и недосягаемому образцу, поис­ки, монументальных, величавых и строгих художественных форм, иде­альных возвышенных образов, клас­сических, выверенных композицион­ных принципов и совершенных про­порций; вместе с тем общая черта на­правлений Н. стремление сделать классическое античное наследие кри­терием для современного искусства и современной жизни, истолковать традицию применительно к потреб­ностям своего общества, что могло уводить неоклассических архитекто­ров и художников далеко от реаль­ных античных прообразов.

Название Н. нередко прилагается к классицизму 2-й пол. 18 — 1-й трети 19 в. в зарубежном искусстве, по мере того как осознаются его ко­ренные отличия от классицизма 17 в.: разрыв с традицией барокко (с которым классицизм 17 в. образовы­вал прочный сплав); интерес к реаль­ной античности, подкрепленный ар­хеологическими открытиями 18 — нач. 19 в. и становлением научной теории и истории искусства (Иоахим Винкельман); вызревание внутри классицизма 18 — нач. 19 в. новых более демократических планов рас­селения и принципов градостроитель­ства, рационалистических принципов архитектурного проектирования, предромантических и реалистических начал в искусстве.

Более общепринятым является приложение термина Н. к классицизирующему течению внутри стиля мо­дерн, раннего функционализма и даже раннего авангардизма в 1-й четв. 20 в. Воскрешение интереса к античной и ренессансной традиции объединяло многих известных мастеров (архитек­торы Огюст Перре во Франции, Пе­тер Беренс в Германии, Эдвин Лаченс в Англии, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко в России; «неоэнгризм» Пабло Пикас­со, увлечение античной и ренессанс­ной классикой у итальянских худож­ников). Особый интерес представля­ет поддержанная журналом «Апол­лон» (1909—1917, редактор С. К. Ма­ковский) «неоакадемическая» группа художников, вышедшая гл. обр. из мастерской Д. Н. Кардовского в пе­тербургской Академии художеств (А. Е. Яковлев, Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев), выступавшая за тща­тельное изучение классического на­следия в живописи и рисунке и со­здание нового стиля на этой основе.

Следующая вспышка «неокласси­ки» относится к 1930—1940-м гг. и охватывает группу «тоталитарных» государств, устанавливающих у себя жесткий порядок и дисциплину и преклоняющихся перед архитектурой и монументальным искусством, про­никнутыми духом государственного величия и порядка (СССР, Германия, Италия).

Неоклассические течения возни­кают и позже в архитектуре США кон. 1950-х нач. 1970-х гг. (Центр искусств А. Линкольна в Нью-Йорке, 1962—1968), в архитектуре и ис­кусстве постмодернизма 1970— 1980-х гг.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати