Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАТЮРМОРТ

 
(фр.
nature morte — мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушев­ленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организо­ванные в единую группу. В Н. изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Н. дает разнообразные возможностиот «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным сим­волическим смыслом.

Изображение предметов известно в искусстве античности и средних ве­ков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но пер­вым собственно Н. в станковой жи­вописи признается картина вене­цианца Якопо де Барбари (1504). В 17 в. жанр Н. переживает расцвет: фламандские мастера Франс Снейдерс с монументальным размахом и мощью, Ян Фейт с большей глуби­ной и тонкостью колорита запе­чатлели пышное изобилие даров при­роды, их красочность и пластичность; испанские натюрмортисты Франси­ско Сурбаран, Хуан Санчес Котан предпочли простоту и величие ком­позиции из немногих обобщенных предметов; особенно богат голланд­ский Н., то скромный по выбору ве­щей и по колориту (Питер Клаас, Виллем Хеда), то изысканный по тонкой игре цвета и света, по выра­зительной фактуре предметов (Виллем Калф, Абраам Бейерен), но всег­да окутанный воздухом, атмосферой домашнего уюта. Во Франции 18 в. Жан Батист Шарден в лаконичных, четко построенных Н. утверждал цен­ность и достоинство, скрытые в обы­денной жизни.

В 19 в. Н. приобрел новый смысл, явившись знаменем для живописцев нескольких поколений, не удовлет­ворявшихся ролью Н. как украшения интерьеров или учебной штудии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанр Н.; Эдуар Мане придал Н. прозрачность, воз­душность, ощущение изменчивой красоты мира; Н. Поля Сезанна за­мечательны монументальностью и философской значимостью, кон­структивностью и синтетичностью художественного языка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; в Н. Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символич­ность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говоря­щие, кричащие вещи. В 20 в. откры­лись новые неисчерпаемые возмож­ности Н. Кубисты Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, В. Е. Тат­лин и Л. С. Попова в России сделали предмет главным объектом художе­ственного эксперимента, рассекая его, раскрывая его многоаспектность и геометрическую структуру. Худож­ников русских объединений «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян) и «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куп­рин, Р. Р. Фальк), таких мастеров, как француз Анри Матисс и итальянец Джорджо Моранди, Н. привлекал как возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности. В советском искусстве 1930—1950-х гг. Н. был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личное пережива­ние мира и человеческой жизни (Е. А. Малеина, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич, Н. И. Кормашов).

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати