НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
— категория эстетики, отражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа. Н. и. — историческое понятие, его содержание определяется конкретными условиями и этапами развития общества, местом и ролью в нем искусства. Н. и. проявляется прежде всего как способность выражать общенародные, общенациональные интересы, настроения, взгляды, пристрастия; более прямо она заключается в связи искусства с народом, в обусловленности художественного творчества жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражением в искусстве их психологии, интересов и идеалов. Н. и. присуща прежде всего народному искусству, фольклору, творчеству самих народных масс. Но она в той или иной степени, прямо или косвенно характерна для профессионального искусства на всех этапах его исторического развития. В профессиональном творчестве Н. и. проявляется в правдивости (истинности) его содержания, глубине и значительности его идей, в создании образов народа и его героев, в связи искусства с образами народного творчества, в обогащении профессиональной художественной палитры элементами языка народного искусства, в необходимости художественного творчества для широких общественных кругов, в способности искусства развивать массы и поднимать их культурный уровень. Н. и. не сводится только к внешним признакам или к приметам национального быта, как и не сводится только к связям профессионального творчества с народным. Она — в совокупности названных выше свойств, основанных на внутренней природе искусства, которое по самому существу своему предназначено не только для профессионалов, а для всех людей. Искусство формирует человека как личность. Предназначение художественного творчества для широких общественных кругов не означает, однако, упрощенности или потакания отсталым вкусам, а заключено в высокой простоте и ясности художественных образов, предполагающих гармоничное и совершенное выражение значительного содержания. Этим подлинное творчество отличается от разного рода суррогатов и подделок под Н. и., как и от проявлений псевдонародности и антинародности. Н. и. ярко воплотилась в отечественном изобразительном искусстве 19 и 20 вв.
|
|
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
НАБОЙКА
НАБОР
НАБРОСОК
НАГТАН
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ
НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ
НАДГРОБИЕ
НАЗАРЕЙЦЫ
НАЗНАЧЕННЫЙ
НАИВНОЕ ИСКУССТВО
НАЛЕПЫ
НАЛИЧНИК
НАМАЗГА
НАМАЗЛЫК
НАНГА
НАОС
НАПРАВЛЕНИЕ
НАРГИЛЕ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
НАРТЕКС
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
НАСЕЧКА
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
НАСЛЕДИЕ
НАСТАЛИК
НАСТИЛКА
НАСХ
НАСЫЩЕННОСТЬ
НАТУРА
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРЩИК
НАТЮРМОРТ
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
НЕБОСКРЁБ
НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН
НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК
НЕКРОПОЛЬ
НЕОАВАНГАРД
НЕОБАРОККО
НЕОГОТИКА
НЕОГРЕК
НЕОИДЕАЛИЗМ
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
НЕОПЛАСТИЦИЗМ
НЕОРЕАЛИЗМ
НЕОРЕНЕССАНС
НЕОРОКОКО
НЕОРОМАНТИЗМ
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР
НЕРВЮРА
НЕФ
НИЕЛЛО
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ
НИМБ
НИМФЕЙ
НИХОНГА
НИША
НОВАТОРСТВО
НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
НОВЕЧЕНТО
НОВЫЕ ДИКИЕ
НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
НОН-ФИНИТО
НОРМАТИВНОСТЬ
НЭЦКЭ
НЮ
НЮАНС
|