НАТУРАЛИЗМ
(фр. naturalisme, от лат. natura — природа) — 1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США, программно стремившееся к уподоблению художественного познания научному, к объективному и бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой и средой. Н. зародился прежде всего во французской литературе под влиянием успехов экспериментальных естественных наук (особенно физиологии); философская основа Н. — позитивизм О. Конта и его преломление в эстетической теории И. Тэна. Теория Н. разработана и систематизирована Э. Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. Н. как литературная школа распался с кон. 1880-х гг., утратив теоретическую четкость. При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, Н. способствовал прогрессу художественного видения и становлению критического реализма 19 в. — введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», к функционированию «социальных организмов» (шахты, рынки, прачечные, публичные дома и т. п.), к взаимодействию личности и толпы; использовались новые средства художественного изображения действительности. Сходные явления существовали в художественной культуре других стран (веризм в Италии и др.). Позитивистский пересмотр реалистических принципов создания художественного образа, выявившийся в литературном и художественном Н., привел также к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве натуралистов; противопоставляя свою программу Н., эти явления литературы и искусства связаны с ним генетически и часто представлены теми же именами (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс и др.). Программа и практика Н. оказали заметное воздействие на ряд художников последней трети 19 — нач. 20 в. (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, художники-веристы в Италии и др.); однако Н. в истории изобразительного искусства не оформился, как в литературе, в целостное последовательное явление; 2) в советской эстетике и критике в 1930—1970-х гг. обозначение художественного метода, типологически противопоставленного реализму как его антипод (наряду с формализмом), характеризовался асоциальным, биологическим подходом к человеку, пассивной регистрацией жизненных явлений и фактов без критического отбора, анализа и идейно-философского осмысления, бесстрастным копированием жизни без художественного обобщения, повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании черты Н. обнаруживались в салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в риджионализме США, в некоторых течениях модернизма (сюрреализм, гиперреализм).
|
|
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
НАБОЙКА
НАБОР
НАБРОСОК
НАГТАН
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ
НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ
НАДГРОБИЕ
НАЗАРЕЙЦЫ
НАЗНАЧЕННЫЙ
НАИВНОЕ ИСКУССТВО
НАЛЕПЫ
НАЛИЧНИК
НАМАЗГА
НАМАЗЛЫК
НАНГА
НАОС
НАПРАВЛЕНИЕ
НАРГИЛЕ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
НАРТЕКС
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
НАСЕЧКА
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
НАСЛЕДИЕ
НАСТАЛИК
НАСТИЛКА
НАСХ
НАСЫЩЕННОСТЬ
НАТУРА
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРЩИК
НАТЮРМОРТ
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
НЕБОСКРЁБ
НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН
НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК
НЕКРОПОЛЬ
НЕОАВАНГАРД
НЕОБАРОККО
НЕОГОТИКА
НЕОГРЕК
НЕОИДЕАЛИЗМ
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
НЕОПЛАСТИЦИЗМ
НЕОРЕАЛИЗМ
НЕОРЕНЕССАНС
НЕОРОКОКО
НЕОРОМАНТИЗМ
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР
НЕРВЮРА
НЕФ
НИЕЛЛО
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ
НИМБ
НИМФЕЙ
НИХОНГА
НИША
НОВАТОРСТВО
НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
НОВЕЧЕНТО
НОВЫЕ ДИКИЕ
НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
НОН-ФИНИТО
НОРМАТИВНОСТЬ
НЭЦКЭ
НЮ
НЮАНС
|