Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
НАТЮРМОРТ
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно Н. в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 в. жанр Н. переживает расцвет: фламандские мастера — Франс Снейдерс с монументальным размахом и мощью, Ян Фейт с большей глубиной и тонкостью колорита — запечатлели пышное изобилие даров природы, их красочность и пластичность; испанские натюрмортисты Франсиско Сурбаран, Хуан Санчес Котан предпочли простоту и величие композиции из немногих обобщенных предметов; особенно богат голландский Н., то скромный по выбору вещей и по колориту (Питер Клаас, Виллем Хеда), то изысканный по тонкой игре цвета и света, по выразительной фактуре предметов (Виллем Калф, Абраам Бейерен), но всегда окутанный воздухом, атмосферой домашнего уюта. Во Франции 18 в. Жан Батист Шарден в лаконичных, четко построенных Н. утверждал ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни. В 19 в. Н. приобрел новый смысл, явившись знаменем для живописцев нескольких поколений, не удовлетворявшихся ролью Н. как украшения интерьеров или учебной штудии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанр Н.; Эдуар Мане придал Н. прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; Н. Поля Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью, конструктивностью и синтетичностью художественного языка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; в Н. Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 в. открылись новые неисчерпаемые возможности Н. Кубисты Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, В. Е. Татлин и Л. С. Попова в России сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, рассекая его, раскрывая его многоаспектность и геометрическую структуру. Художников русских объединений «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян) и «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк), таких мастеров, как француз Анри Матисс и итальянец Джорджо Моранди, Н. привлекал как возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности. В советском искусстве 1930—1950-х гг. Н. был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личное переживание мира и человеческой жизни (Е. А. Малеина, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич, Н. И. Кормашов). |
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС |