Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ

 
(от лат.
natio — народ и inter — между) в искус­стве отражение в художествен­ном творчестве особенного, специфи­чески неповторимого, присущего только данной национальной культу­ре, и общего, возникающего благода­ря взаимосвязям и взаимодействию национальных культур. Искусство всегда несет печать национального своеобразия, источник которого в социально-историческом бытии той или иной нации, в конкретных осо­бенностях ее духовной жизни, куль­турных и художественных традиций. Национальное проявляется в темати­ке и проблематике творчества, во вли­янии на искусство климата и геогра­фической среды (особенно отчетли­во в архитектуре), характера и поведения людей того или иного на­рода, а также в художественном язы­ке, т. е. проявляется как в содержа­нии, так и в форме художественных произведений.

Национальное наиболее непо­средственно и полно выражено в на­родном художественном творчестве. Но оно существует в любых жан­рах и формах искусства, хотя неред­ко выражается косвенными, опосред­ствованными способами. Связи с на­родным творчеством являются одним из источников усиления националь­ного в профессиональном искус­стве.

Если словесный язык всегда на­ционален и связанное с ним искусст­во нуждается в переводе на другие языки, то художественный язык тех видов искусства, которые не связаны со словом, хотя и обладает некото­рыми национальными особенностя­ми, но по сути своей интернациона­лен, понятен людям разных наций, и такие произведения не нуждаются в переводе, наиболее непосредственно помогая сближению народов (музыка, хореография, изобразительное ис­кусство и др.).

Поскольку основные аспекты жизни нации на протяжении длитель­ного времени сохраняются, то и на­циональное в искусстве также обла­дает устойчивостью. Вместе с тем в истории происходят взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, предпосылкой которых яв­ляется общечеловеческое значение художественных произведений, су­щественных не только для одного народа, но для многих или даже для всех народов. Чем выше культурный уровень национального бытия, тем шире международные связи и тем активнее включение искусства в ин­тернациональные контакты и обога­щение его традициями других худо­жественных школ. На усиление ин­тернационального начала в искусст­ве влияют глобальная проблематика современного мира и широкое раз­витие средств массовой коммуника­ции, ведущее к сближению народов. Н. и и. в искусстве взаимосвязаны. Ни одно из этих начал не может су­ществовать само по себе, без другого начала. Лишь их взаимодействие обеспечивает действенное и общече­ловеческое значение искусства в жизни общества.

НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕК­ТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНА­ЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУС­СТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС

версия для печати