Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Название Н. нередко прилагается к классицизму 2-й пол. 18 — 1-й трети 19 в. в зарубежном искусстве, по мере того как осознаются его коренные отличия от классицизма 17 в.: разрыв с традицией барокко (с которым классицизм 17 в. образовывал прочный сплав); интерес к реальной античности, подкрепленный археологическими открытиями 18 — нач. 19 в. и становлением научной теории и истории искусства (Иоахим Винкельман); вызревание внутри классицизма 18 — нач. 19 в. новых более демократических планов расселения и принципов градостроительства, рационалистических принципов архитектурного проектирования, предромантических и реалистических начал в искусстве. Более общепринятым является приложение термина Н. к классицизирующему течению внутри стиля модерн, раннего функционализма и даже раннего авангардизма в 1-й четв. 20 в. Воскрешение интереса к античной и ренессансной традиции объединяло многих известных мастеров (архитекторы Огюст Перре во Франции, Петер Беренс в Германии, Эдвин Лаченс в Англии, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко в России; «неоэнгризм» Пабло Пикассо, увлечение античной и ренессансной классикой у итальянских художников). Особый интерес представляет поддержанная журналом «Аполлон» (1909—1917, редактор С. К. Маковский) «неоакадемическая» группа художников, вышедшая гл. обр. из мастерской Д. Н. Кардовского в петербургской Академии художеств (А. Е. Яковлев, Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев), выступавшая за тщательное изучение классического наследия в живописи и рисунке и создание нового стиля на этой основе. Следующая вспышка «неоклассики» относится к 1930—1940-м гг. и охватывает группу «тоталитарных» государств, устанавливающих у себя жесткий порядок и дисциплину и преклоняющихся перед архитектурой и монументальным искусством, проникнутыми духом государственного величия и порядка (СССР, Германия, Италия). Неоклассические течения возникают и позже — в архитектуре США кон. 1950-х — нач. 1970-х гг. (Центр искусств А. Линкольна в Нью-Йорке, 1962—1968), в архитектуре и искусстве постмодернизма 1970— 1980-х гг. |
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС |