Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
одна из основных школ древнерусского искусства, в истории которого Новгород занимает особое место. Его республиканское устройство при господстве боярской олигархии допускало к культурной и общественной жизни «черный люд», что обусловило усиление в новгородской живописи черт полнокровности и почвенности, непосредственности образов и свежести колорита. Ордынские силы не сумели подойти к городу, поэтому Новгород сохранил наибольшее число домонгольских икон. В таких иконах, как «Апостолы Петр и Павел» (11 в.), «Святой Георгий» из Юрьева монастыря (12 в.), «Никола» из Новодевичьего монастыря (нач. 13 в.), «Ангел Златы Власы» (кон. 12 в.) ощущаются как славянская мощь образов, так и отголоски высокого византийского стиля. В 11—12 вв. эти традиции проявились и в монументальной живописи. Система росписей Софии Киевской была повторена в Софии Новгородской (1108). Среди фресковых ансамблей 12 в. — росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), церкви Благовещения в Аркажах (1189), церкви Георгия в Старой Ладоге (1180-е гг.) и храма Спаса на Нередице (1199). С 13 в. иконопись начинает играть ведущую роль, усиливаются местные особенности: суровость, внушительность образов, упрощенная живописная система, яркость цвета, повышенная декоративность, напр., в иконах «Иоанн Лествичник, Георгий и Вла сий» (2-я пол. 13 в., Русский музей), икона мастера Алексы Петрова «Никола с избранными святыми» (1294). Популярными стали с 13 в. краснофонные иконы. В 14 в. новгородские иконы отражали устойчивость местных вкусов, приверженность старине («Чудо Георгия о змие с житием», 1-я пол. 14 в., Русский музей). Однако уже в 1-й трети столетия наблюдается новое сближение с византийским искусством, что впоследствии находит выражение в иконописи и фресках 2-й пол. 14 в., в т. ч. в гениальных росписях церкви Спаса Преображения на Ильине улице, выполненных Феофаном Греком (1378). Иконы, подобные «Борису и Глебу на конях» (ок. 1377, Новгородский музей), раскрывают особенности жизни Новгорода. Синтез традиций определил облик новгородской фрески последней четв. 14 в. — главного достижения Н. ш. ж. этого времени — росписи церкви Федора Стратилата на Ручье, церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Ковалеве и др.). Для кон. 14 — нач. 15 вв. характерно известное сближение новгородской живописи с московской традицией эпохи Андрея Рублева. В 15 в. иконопись обретает большую колористическую изысканность, рафинированность, но в ней появляются черты унификации приемов, принцип «серийности». В иконах все более отражается идея новгородского сепаратизма, обращение к древней местной традиции, культ старины (иконы «Битва суздальцев с новгородцами», 15—16 вв.). Яркие по цвету иконы с избранными святыми (Спиридоний, Власий, Фрол и Лавр, Козьма и Дамиан, Параскева и Анастасия и пр.) были особенно почитаемы в Новгороде. Падение новгородской самостоятельности и включение Новгорода в |
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА НАБОЙКА НАБОР НАБРОСОК НАГТАН НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ НАДГРОБИЕ НАЗАРЕЙЦЫ НАЗНАЧЕННЫЙ НАИВНОЕ ИСКУССТВО НАЛЕПЫ НАЛИЧНИК НАМАЗГА НАМАЗЛЫК НАНГА НАОС НАПРАВЛЕНИЕ НАРГИЛЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НАРТЕКС НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ НАСЕЧКА НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАСЛЕДИЕ НАСТАЛИК НАСТИЛКА НАСХ НАСЫЩЕННОСТЬ НАТУРА НАТУРАЛИЗМ НАТУРЩИК НАТЮРМОРТ НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ НЕБОСКРЁБ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК НЕКРОПОЛЬ НЕОАВАНГАРД НЕОБАРОККО НЕОГОТИКА НЕОГРЕК НЕОИДЕАЛИЗМ НЕОИМПРЕССИОНИЗМ НЕОКЛАССИЦИЗМ НЕОПЛАСТИЦИЗМ НЕОРЕАЛИЗМ НЕОРЕНЕССАНС НЕОРОКОКО НЕОРОМАНТИЗМ НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР НЕРВЮРА НЕФ НИЕЛЛО НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ НИМБ НИМФЕЙ НИХОНГА НИША НОВАТОРСТВО НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ НОВЕЧЕНТО НОВЫЕ ДИКИЕ НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО НОН-ФИНИТО НОРМАТИВНОСТЬ НЭЦКЭ НЮ НЮАНС |