НОН-ФИНИТО
(ит. поп finito — незаконченное), теория художественного творчества, возникшая в Зап. Европе в 1950—1960-х гг. (Й. Гантнер, П. Михелис и др.). Суть ее состоит в провозглашении принципа незавершенности, незаконченности всякого художественного произведения, которое получает законченность и завершенность лишь в субъективном восприятии зрителя, дополняющего произведение своими ассоциациями, фантазией, эмоциями, всем богатством психики и личного жизненного опыта. Обосновывая эту теорию, ее авторы и сторонники ссылаются на художественную ценность отдельных художественных произведений, оставленных по тем или иным внутренним или внешним причинам незаконченными их авторами или дошедшими до нас во фрагментах либо с утраченными частями. Опорой для теории Н. являются также те произведения искусства, где творцы его намеренно оставляют произведение в стадии определенной «недосказанности» и кажущейся незавершенности («Рабы» Микеланджело, эскизы Эжена Делакруа, «Бальзак» Огюста Родена и др.). Теоретики Н. абсолютизируют подобного рода явления, усматривая здесь всеобщую закономерность художественного творчества. Тем самым произведение искусства оказывается лишь поводом для интерпретации его зрителем, который и становится подлинным его творцом.
|