НЮ
(фр. nu — нагой, обнаженный), жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу (преимущественно женскому), его художественной интерпретации. Как самостоятельный жанр изображение нагого тела оформилось поздно (окончательно — в 19 в.), но оно было уже известно в Древнем Египте («Дочери фараона Эхнатона», роспись 14 в. до н. э.); в античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и воплощением жизненного и художественного идеала (древнегреческие статуи «Афродита Книдская» Праксителя, ок. 350 до н. э.; «Афродита Милосская», 2 в. до н. э.). В средние века изображение нагого тела, полное чувственной прелести, было распространено в мифологических сценах Юж. и Юго-Вост. Азии, но в Европе оно было строго ограничено немногими сюжетами христианской иконографии («Адам и Ева» в миниатюрах и скульптуре на порталах соборов — собор в Бамберге, Германия, 1230). В эпоху Возрождения в рамках мифологического и аллегорического жанров нагое женское тело явилось выражением гуманистических идеалов, овеянным философскими и поэтическими ассоциациями (картины Сандро Боттичелли, Джорджоне, Тициана, Антонио Корреджо). В 17— 18 вв. изображение нагого тела начинает приобретать характер самостоятельной задачи, утверждается как штудия натуры (см. Акт) и как одна из основ художественной педагогики (см. Обнаженная натура); Диего Веласкес, Питер Пауэл Рубенс, Рембрандт, Антуан Ватто, Франсиско Гойя создают полные одухотворенности и жизненного обаяния образы женской красоты. В академической живописи и скульптуре 17—19 вв. утверждаются нормы идеализации, основанной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства (античной скульптуры, живописи Возрождения), тогда как искусство рококо отдало предпочтение игривой, заманчивой эротике, двусмысленным ситуациям и полураздетым моделям. В 19 в. сложился тип Н. салонного искусства — дразнящей чувственность, но недоступной и нереальной красоты; стал складываться и реалистический вариант Н. — облик живой, освобожденной от одежд женщины, вначале овеянный романтическим флером экзотики (Эжен Делакруа, Доминик Энгр, К. П. Брюллов), а во 2-й пол. 19—нач. 20 в. откровенный, современный, погруженный в атмосферу реального бытия (Гюстав Курбе, Эду ар Мане, Эдгар Дега, Огюст Роден, Огюст Ренуар). Искусство 20 в. знает классический гармоничный тин Н., получающий большую свободу эмоционального выражения (Аристид Майоль, С. Т. Коненков), и экспрессивный, вызывающий, обнажающий трагизм положения человека в мире (Пабло Пикассо, Макс Пехштайн, Михаил Ларионов).
|
|
НАБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
НАБОЙКА
НАБОР
НАБРОСОК
НАГТАН
НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ
НАДГЛАЗУРНАЯ ЖИВОПИСЬ
НАДГРОБИЕ
НАЗАРЕЙЦЫ
НАЗНАЧЕННЫЙ
НАИВНОЕ ИСКУССТВО
НАЛЕПЫ
НАЛИЧНИК
НАМАЗГА
НАМАЗЛЫК
НАНГА
НАОС
НАПРАВЛЕНИЕ
НАРГИЛЕ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
НАРТЕКС
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
НАСЕЧКА
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
НАСЛЕДИЕ
НАСТАЛИК
НАСТИЛКА
НАСХ
НАСЫЩЕННОСТЬ
НАТУРА
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРЩИК
НАТЮРМОРТ
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
НЕБОСКРЁБ
НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФОН
НЕКЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК
НЕКРОПОЛЬ
НЕОАВАНГАРД
НЕОБАРОККО
НЕОГОТИКА
НЕОГРЕК
НЕОИДЕАЛИЗМ
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
НЕОПЛАСТИЦИЗМ
НЕОРЕАЛИЗМ
НЕОРЕНЕССАНС
НЕОРОКОКО
НЕОРОМАНТИЗМ
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР
НЕРВЮРА
НЕФ
НИЕЛЛО
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
НИЗКИЙ РЕЛЬЕФ
НИМБ
НИМФЕЙ
НИХОНГА
НИША
НОВАТОРСТВО
НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
НОВЕЧЕНТО
НОВЫЕ ДИКИЕ
НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
НОН-ФИНИТО
НОРМАТИВНОСТЬ
НЭЦКЭ
НЮ
НЮАНС
|