СВЕТОТЕНЬ
СВЕТОТЕНЬ — градации светлого и темного, распределение различных по яркости цве тов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. С. не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства С. зависит от реального освещения, пластики — выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. С. в живописи и графике передает не только постоянные качества предметного мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы. Элементы С. есть уже в живописи палеолита, где зарождается моделировка объема. В Древней Греции (с 5—4 вв. до н. э.) живописцы Зевксис, Апеллес достигли убедительной зрительной иллюзии предметов, моделируя объем с помощью С. В живописи и рисунке эпохи Возрождения определяются законы С., взаимосвязи между светом, тенью, полутенью, рефлексом, сфумато у Леонардо да Винчи передает тонкие оттенки С. в атмосферной среде. В 17 в. в искусстве Мике ланджело да Караваджо, Рембрандта С. организует композиционный и эмоциональный строй картины, усиливается роль бликов, световых контрастов, падающих теней, сгущенной тьмы. С. может создавать иллюзию реальности — предмета или освещения (Ф. П. Толстой, А. И. Куинджи), но часто, особенно в 20 в., используется для острых, контрастных эффектов (гравюры Н. С. Гончаровой, Франса Мазерееля, экспрессионистов).
|