Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СКУЛЬПТУРА


СКУЛЬПТУРА (лат.
sculpture, от sculpo — вырезаю, высекаю; англ., фр. sculpture, нем. Bildhauerkunst), ваяние, пластика вид изобразительного искусства, произведе­ния которого имеют физически ма­териальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Обычные материалы С. глина и обожжен­ная глина (керамика терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.). Главный объект С. человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира состав­ляют анималистический жанр С. В 20 в. средствами пластики иногда воссоздаются природа (пейзаж), пред­меты (натюрморт); возникла неизо­бразительная, абстрактная С., исполь­зующая нетрадиционные методы и материалы (С. из проволоки, надув­ные фигуры и т. д.).

Имеются две разновидности С.: круглая скульптура, свободно разме­щающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности С. разделяются по своему назначению на станковую скульптуру, монументальную скуль­птуру, монументально-декоратив­ную скульптуру. Технология С., обычно многоэтапная и сложная, со­пряжена с большим физическим тру­дом. Помимо авторской работы (леп­ка, резьба, обработка твердых мате­риалов) важную роль в С. играет вспо­могательный труд мастеров-ремеслен­ников (рубка камня, формовка, отлив­ка, чеканка и др.).

Ранние формы и виды С. суще­ствовали у всех народов мира издавна, восходя к первобытному искус­ству (женские фигуры и рельефы па­леолита). Развитые виды С. (гигантс­кие изваяния людей и животных, рельеф, портрет) известны у народов Древнего Востока, Древней Америки. Один из важнейших этапов истории С. период античности (скульпто­ры Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас) с характерными для него идеалами гармонически разви­того человека-гражданина, с совер­шенными методами включения С. в архитектурные ансамбли. Культовая С. средних веков в Европе и Азии объединялась с архитектурой в слож­ные пространственно развитые ком­плексы. В 15—19 вв. (скульпторы До­нателло, Микеланджело, Лоренцо Бернини, Антуан Гудон, Огюст Ро­ден, в России Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос) С. обретает композиционную свободу, создает разнообразные по психологи­ческим и пластическим концепциям образы человека. В 20 в. С. находят неограниченные возможности обнов­ления ее методов, материалов и функ­ций (мемориальные ансамбли, музеи С. на открытом воздухе и т. д.). Скульпторы 20 в. (Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Генри Мур, в Рос сии С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, Е. В. Вучетич, Н. В. Томский и др.) значительно расширили круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей С.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати