Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА


СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРАрод скульптуры, одна из важнейших областей станкового искусства: С. с. включает различные виды скуль­птурной композиции (голова, бюст, поясное или трехчетвертное изобра­жение, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символи­ческая или аллегорическая компози­ция, анималистика изображение животного мира). В последние деся­тилетия 20 в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанрынатюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике); появились новые формы С. с. абстрактные композиции, объекты, находящиеся на грани предмета, технической кон­струкции и скульптуры. В С. с. ис­пользуются различные технические методы лепка, высекание, резьба, литье, выколотка, ковка, чеканка, сварка, применяются разнообразные материалы камень, металл, дере­во, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические по­лимерные составы. В композицию могут также вводиться готовые объ­екты, заимствованные из бытового ок­ружения или технической сферы.

С. с. как культового, так и свет­ского характера известна с древно­сти: она была распространена в ис­кусстве Древнего Востока и антич­ности (портрет, вотивная скульптура, мелкая пластика). В Новое время под С. с. стали подразумевать произведе­ния, предназначенные для выставок, музеев, общественных и жилых ин­терьеров (в 19 в. возникло понятие «кабинетная скульптура») и для продажи на художественном рынке. С.с. рассчитана на восприятие с близ­кого расстояния, не связана с пред­метным окружением и архитектурой конкретного интерьера, она предпо­лагает продолжительный контакт со зрителем, побуждает его к сопережи­ванию. Обычный размер С. с. мень­ше натуральной величины, равен ей или немного ее превышает. С. с. свой­ственны повествовательность, психо­логизм, часто используется язык ме­тафоры и символа. В силу относи­тельной независимости от окружав­шей предметной среды и архитектурной ситуации, а также благодаря раз­нообразию и мобильности использу­емых технических приемов С. с. мо­жет иметь ярко выраженный экспе­риментальный характер. В ней легко воплощаются новые идеи, всесторон­не проявляются особенности индиви­дуальности автора. В 20 в. С. с., рас­ширяя свои видовые и жанровые гра­ницы, сближается с живописью, де­коративно-прикладным искусством, архитектурой и театром.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати