Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА


СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА определение своеоб­разного скрещения традиционных жанров живописи (бытового, исто­рического, батального, композицион­ного портрета, пейзажа и др.), возни­кшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг.; способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы (о революции, о Гражданской, а впо­следствии о Великой Отечественной войне, о социалистическом строи­тельстве в городе и деревне, о борьбе за мир и т. п.) с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, запе­чатленным, как правило, в многофи­гурной композиции. С.-т. к. мысли­лась как непременная часть и верши­на социалистического реализма, не­обходимый продукт реалистического метода, «изображение жизни в фор­мах самой жизни». В С.-т. к. видели явление, обладающее внутренней мо­нументальностью и тем самым отли­чающееся от традиционных «камер­ных» жанров, где внимание худож­ника сосредоточено лишь на к.-л. отдельном объекте (природный мотив в пейзаже, предмет в натюрморте, человеческое лицо в портрете и т. п.), но нет объединяющего действия, нет широкого замысла и идейного стер­жня. Советская эстетика опрокиды­вала понятие С.-т. к. и в прошлое, подводя под эту категорию полотна Диего Веласкеса, Эжена Делакруа, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, побуждавшие современных художников к созданию масштабных полотен. Сре­ди других жанров советской живопи­си С.-т. к. считалась наиболее пре­стижной, выше других оплачиваемой при государственных заказах и закупках, занимающей центральное место на выставках. Она была как бы супержанром, хотя могла быть и про изведением исторического жанра, и картиной на современную тему. В художнической лексике понятию С.-т. к. соответствовало понятие «фи­гурная композиция», поскольку без действующих лиц (персонажей, фи­гур) она не мыслилась. Независимо от того, на прошлом или на современном материале строилась композиция, главную роль в ней играл действующий человек (герой или антигерой), ясно прослеживалось дейст вие, взаимоотношение (обычно кон­фликтное столкновение) разных ха рактеров, расставлены психологиче ские акценты, выявлены идеи, моби­лизующие общественное сознание Немалый вклад в развитие практики С.-т. к. внесли такие мастера как Б. В. Иогансон, Вл. А. Серов, А. П. и С. П. Ткачевы, В. И. Иванов, Б. С. Угаров, Е. Е. Моисеенко, Т.Т.Салахов, Г. М. Коржев и др.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати