Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СИНТЕЗ ИСКУССТВ


СИНТЕЗ  ИСКУССТВ  (греч.
synthesis соединение) органич­ное соединение произведений разных искусств или видов искусства в ху­дожественное целое, которое эстети чески организует материальную и духовную среду бытия человека. С. и. подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме состав­ляющих его компонентов. Их идей­но-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организа­ции пространства и времени, согла­сованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве свой­ства, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплано­вость, многогранность развитию ху­дожественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоцио­нальное воздействие.

В истории искусства известны раз­нообразные формы синтеза. Архитек турно-художественный синтез имеет наибольшее общественное значение, олицетворяя главные цели, представ­ления и верования, присущие обще­ству к.-л. эпохи: монументальное ис­кусство (скульптура, живопись) рас­ширяет и истолковывает образ, соз­данный архитектурой, создавая новое художественное целое в этом пространственно-пластическом син­тезе участвуют произведения декора­тивного искусства, а нередко и стан­кового искусства (картины, статуи, бюсты). С. и. также осуществляется в спектаклях, кинофильмах, праздне­ствах, где участвуют временные и пространственные искусства; в опы­тах «цветомузыки» устанавливается взаимодействие зрительных и слухо­вых образов. В С. и. один вид искус­ства может подчинить себе другие (как архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись в древнееги­петском храме), но возможны само­стоятельность и равноправие гармо­нически согласованных видов искус­ства (как фрески и скульптурные композиции во дворцах и храмах Возрождения). Для некоторых эпох характерно тесное сращение скуль­птуры и архитектуры (в храмах готики или барокко), в другие эпохи (Возрождение, классицизм) живопись и скульптура определяются в своей собственной специфике. Отмечается также определяющее влияние одного вида искусства на другие: «архитек тоничность» композиций древнегре­ческой архаики. Возрождения, клас­сицизма, «пластичность» древнегре­ческой классики, «живописность» эллинизма, барокко.

Для первобытного искусства ха­рактерна нерасчлененность (синкре­тизм) видов искусства, неотделимых от деятельности и ритуалов челове­ка. В культурах Древнего Востока виды искусства уже дифференциру­ются и вступают в С. и., определяе­мый ритуалом и стремлением к гран­диозности архитектурных масс и сим­волическому выражению идеи архи­тектуры с помощью скульптуры и живописи. Античность (Фидий в Гре­ции, Аполлодор Дамасский в Риме) создает шедевры гармонического С. и. (скульптура греческих акрополей, храмов, скульптура и росписи рим­ских форумов, дворцов и вилл), вдох­новляемые возвышенными представ­лениями о человеке и мире. Эмоци­ональность, одухотворенность средне­вековой архитектуры неотделима от наполняющих храмовое пространст­во икон, фресок, мозаик, скульпту­ры, от литургической поэзии и музы­ки, образующих «соборное» единст­во (во Франции Виллар де Оннекур, в России Феофан Грек, Андрей Руб­лев, Дионисий). Классические ан­самбли Возрождения (Андреа Ман тенья, Рафаэль, Микеланджело в Ита­лии) явились образцами целостного и гармоничного слияния реального пространства архитектуры и условно­го иллюзорного пространства изобра­зительного искусства, объединяемых героическими идеалами искусства. С. и. барокко (Лоренцо Бернини в Италии, Бартоломео Франческо Рас­трелли в России) отмечен особой слитностью и совместной актив­ностью разных видов искусства, их связью с церковными и светскими праздниками, триумфами, спектакля­ми. Целью С. и. рококо и классициз­ма стало наряду с монументальным, праздничным зрелищем (Чарлз Камерон, А. Д. Захаров, К. И. Росси) также создание и оформление жилой среды, отвечающей как идеалам, так и бытовым нормам эпохи. В 19 в. рас­пад общезначимых социальных норм и прежних принципов С. и., опреде­ляемых единством стилей и их зако­номерной сменой, нашел противовес в романтических стремлениях созда­вать «оазисы красоты», «совместные произведения искусства» (см. Гезамткунстверк Рихард Вагнер, Уильям Моррис); они получили прак­тическое осуществление в особняках и общественных зданиях стиля мо­дерн на рубеже 19—20 вв., когда идеи С. и. захватили многих художников и архитекторов. В 20 в. развитие этих идей связано с про­граммой «современного стиля» и с едиными принципами формообразо­вания, позволяющими создавать (средствами архитектуры, дизайна, изобразительных искусств) целостную эстетическую среду для жизненных процессов (Шарль Эдуар Ле Кор­бюзье во Франции, Вальтер Гропиус в Германии, братья Веснины в Рос­сии). Такая программа, сочетавшая широту замыслов с чертами социаль­ного утопизма, была оттеснена в Ев­ропе и Америке эффектной декора­тивностью оформления интерьеров в духе ар деко либо созданием унифи­цированной среды методами функци­онализма; в СССР, Германии, Ита­лии С. и. вылился в пропагандист­ское репрезентативное оформление общественных пространств, парков, парадных интерьеров и праздников; во 2-й пол. 20 в. С. и. стал важной частью градостроительных работ в Европе, Америке, Азии. В 1970-х гг., в т. ч. в СССР, возродилось увлече ние романтическими концепциями «эстетической среды» в изолирован ных от городской жизни очагах. Многие достижения С. и. в 20 в. свя­заны с работой крупных мастеров архитектуры, дизайна, живописи и скульптуры (Пабло Пикассо, Анри Матисо, Марк Шагал, Осип Цадкин во Франции, Алвар Аалто в Финлян­дии, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Сикейрос в Мексике, Кандидо Портинари, Лусиу Коста в Бразилии, В. А. Фаворский, А. А. Дейнека, К. И. Рождественский в России) в общественных центрах и в специально построенных соору­жениях.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати