СЕРИЯ
СЕРИЯ (лат. series — ряд) — в классическом и современном искусстве, следующем классическим образцам, — то же, что цикл, т. е. ряд произведений станкового искусства, связанных единством замысла (С., или циклы, гравюр Альбрехта Дюрера, картин «Времена года» Питера Брейгеля и Никола Пуссена и т. д.); как правило, в отношении монументального искусства понятие «С.» не употребляется (скульптурные циклы романских и готических соборов, мозаичные и фресковые циклы). В новейшем искусстве (со времени импрессионизма) С. — группа станковых работ, связанных единством предмета изображения, варьирующих к.-л. частный аспект изображаемого (напр., цветовое решение, освещение либо динамику пространственного восприятия). Идея С. была заимствована импрессионистами у японских художников (графические С.: Китагава Утамаро — «Большие головы», 1790; Кацусика Хокусай — «36 видов горы Фудзи», 1823—1829, «100 видов горы Фудзи», 1834—1835, и др.). Импрессионисты подчинили работу над С. своим задачам — созданию синтетического образа природы как совокупности ее многовариантных состояний. С. создавались импрессионистами, как правило, одновременно (в течение нескольких недель, месяцев, одного-двух лет) и образовывали замкнутый период в творчестве художника; работы одной С. чаше всего выполнены в одном стиле и масштабе (напр., С. картин: Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар в Париже», 1876—1877, семь картин; «Руанский собор», 1893—1895, ок. двадцати картин; Эдгар Дега — «Русские танцовщицы», 1899, четырнадцать пастелей, и др.). Применительно к новейшему искусству усиливается разграничение понятий С. и цикл (как совокупность работ на одну тему): цикл может состоять из большого количества работ без к.-л. единства масштаба, формата, техники исполнения, охватывать значительную часть творческого пути мастера и включить в себя несколько С. («Кувшинки», или «Нимфеи», Моне, работы Дега, посвященные балету или скачкам, «Купальщицы» Огюста Ренуара и т. п.). В искусстве постмодернизма, особенно в графике, популярны С„ состоящие из близких вариантов одной темы.
|