СИМВОЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon — знак, символ) — направление в литературе и искусстве Европы кон. 19 — нач. 20 в. Возникнув как течение французской поэзии, С. вырабатывает свою эстетическую теорию, принципы которой утверждаются в сфере театра, изобразительных искусств, музыки. Представляя разные стилевые тенденции эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн), мастера этого направления были едины в своих представлениях об искусстве как о символе непознаваемых сущностей, мира видений и грез, в своих поисках новых, неаллегорических способов выражения современного эстетического идеала — неуловимых смысловых оттенков и психических состояний. Особенности С.: суггестивность и многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. С. возник как реакция на ограниченность позитивистской эстетики, позднего, измельчавшего реализма и натурализма. Под влиянием мистических и спиритуалистических учений, распространившихся под воздействием декадентства, в искусстве С. формируется новая линия иллюстративности, нарочитой многозначительности и зашифрованности содержания, утрированной эк статичности образов. В движение С. во Франции были вовлечены такие художники, как Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Поль Гоген, Морис Дени, Одилон Редон. Видные представители С. в других странах: Данте Габриел Россетти и Эдуард Берн-Джонс (Великобритания), Макс Клингер и Франц фон Штук (Герма ния), Эдвард Мунк (Норвегия), Арнольд Бёклин и Фердинанд Ходлер (Швейцария), Альберт Райдер (США); в России С. представлен творчеством М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха, П. В. Кузнецова.
|