Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
СИНТЕЗ ИСКУССТВ
В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитек турно-художественный синтез имеет наибольшее общественное значение, олицетворяя главные цели, представления и верования, присущие обществу к.-л. эпохи: монументальное искусство (скульптура, живопись) расширяет и истолковывает образ, созданный архитектурой, создавая новое художественное целое — в этом пространственно-пластическом синтезе участвуют произведения декоративного искусства, а нередко и станкового искусства (картины, статуи, бюсты). С. и. также осуществляется в спектаклях, кинофильмах, празднествах, где участвуют временные и пространственные искусства; в опытах «цветомузыки» устанавливается взаимодействие зрительных и слуховых образов. В С. и. один вид искусства может подчинить себе другие (как архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись в древнеегипетском храме), но возможны самостоятельность и равноправие гармонически согласованных видов искусства (как фрески и скульптурные композиции во дворцах и храмах Возрождения). Для некоторых эпох характерно тесное сращение скульптуры и архитектуры (в храмах готики или барокко), в другие эпохи (Возрождение, классицизм) живопись и скульптура определяются в своей собственной специфике. Отмечается также определяющее влияние одного вида искусства на другие: «архитек тоничность» композиций древнегреческой архаики. Возрождения, классицизма, «пластичность» древнегреческой классики, «живописность» эллинизма, барокко. Для первобытного искусства характерна нерасчлененность (синкретизм) видов искусства, неотделимых от деятельности и ритуалов человека. В культурах Древнего Востока виды искусства уже дифференцируются и вступают в С. и., определяемый ритуалом и стремлением к грандиозности архитектурных масс и символическому выражению идеи архитектуры с помощью скульптуры и живописи. Античность (Фидий в Греции, Аполлодор Дамасский в Риме) создает шедевры гармонического С. и. (скульптура греческих акрополей, храмов, скульптура и росписи римских форумов, дворцов и вилл), вдохновляемые возвышенными представлениями о человеке и мире. Эмоциональность, одухотворенность средневековой архитектуры неотделима от наполняющих храмовое пространство икон, фресок, мозаик, скульптуры, от литургической поэзии и музыки, образующих «соборное» единство (во Франции Виллар де Оннекур, в России Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Классические ансамбли Возрождения (Андреа Ман тенья, Рафаэль, Микеланджело в Италии) явились образцами целостного и гармоничного слияния реального пространства архитектуры и условного иллюзорного пространства изобразительного искусства, объединяемых героическими идеалами искусства. С. и. барокко (Лоренцо Бернини в Италии, Бартоломео Франческо Растрелли в России) отмечен особой слитностью и совместной активностью разных видов искусства, их связью с церковными и светскими праздниками, триумфами, спектаклями. Целью С. и. рококо и классицизма стало наряду с монументальным, праздничным зрелищем (Чарлз Камерон, А. Д. Захаров, К. И. Росси) также создание и оформление жилой среды, отвечающей как идеалам, так и бытовым нормам эпохи. В 19 в. распад общезначимых социальных норм и прежних принципов С. и., определяемых единством стилей и их закономерной сменой, нашел противовес в романтических стремлениях создавать «оазисы красоты», «совместные произведения искусства» (см. Гезамткунстверк — Рихард Вагнер, Уильям Моррис); они получили практическое осуществление в особняках и общественных зданиях стиля модерн на рубеже 19—20 вв., когда идеи С. и. захватили многих художников и архитекторов. В 20 в. развитие этих идей связано с программой «современного стиля» и с едиными принципами формообразования, позволяющими создавать (средствами архитектуры, дизайна, изобразительных искусств) целостную эстетическую среду для жизненных процессов (Шарль Эдуар Ле Корбюзье во Франции, Вальтер Гропиус в Германии, братья Веснины в России). Такая программа, сочетавшая широту замыслов с чертами социального утопизма, была оттеснена в Европе и Америке эффектной декоративностью оформления интерьеров в духе ар деко либо созданием унифицированной среды методами функционализма; в СССР, Германии, Италии С. и. вылился в пропагандистское репрезентативное оформление общественных пространств, парков, парадных интерьеров и праздников; во 2-й пол. 20 в. С. и. стал важной частью градостроительных работ в Европе, Америке, Азии. В 1970-х гг., в т. ч. в СССР, возродилось увлече ние романтическими концепциями «эстетической среды» в изолирован ных от городской жизни очагах. Многие достижения С. и. в 20 в. связаны с работой крупных мастеров архитектуры, дизайна, живописи и скульптуры (Пабло Пикассо, Анри Матисо, Марк Шагал, Осип Цадкин во Франции, Алвар Аалто в Финляндии, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Сикейрос в Мексике, Кандидо Портинари, Лусиу Коста в Бразилии, В. А. Фаворский, А. А. Дейнека, К. И. Рождественский в России) в общественных центрах и в специально построенных сооружениях. |
САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН |