Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СОЦ-АРТ


СОЦ-АРТ одно из наиболее из­вестных направлений искусства 1970—1980-х гг., сложившееся в СССР в рамках т. н. альтернативной культуры, противостоявшей государ­ственной идеологии тех лет. Сформировавшись в нач. 1970-х гг., С.-а. стал своеобразной идейной и эстети­ческой реакцией на тотальное за­силье официальной пропаганды в культуре тех лет. Иронически исполь­зуя и гротескно перерабатывая рас­хожие символы и лозунги коммуни­стической пропаганды и агитации, С.-а. развенчивал в игровой, часто эпатирующей форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым вос­приятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических приемов и сти­лей стали основой его броского, на­меренно эклектического художе­ственного языка, во многом совпадав­шего с методами бурно развивавше­гося в те же годы постмодернизма.

Пародийный термин «соц-арт», буквально обозначавший социалисти­ческое искусство, был рожден осно­вателями движения московскими ху­дожниками Виталием Комаром и Александром Меламидом по анало­гии с поп-артом, пародировавшим за­силье в капиталистическом общест­ве рекламных стереотипов материаль­ного процветания и обезличивающей массовой культуры. Повальное гос­подство вещевого фетишизма в об­ществе потребления перекликалось с засильем советского идеологиче­ского мифа. С.-а. не выступал жест­ко очерченным стилевым направле­нием с набором обязательных миро­воззренческих установок и эстетичес­ких догм. Он объединял весьма раз­личных по своей манере авторов, не просто находившихся в оппозиции к официальной культуре, но и разраба­тывавших в своем творчестве много­слойные составляющие ее образной системы и художественного языка. К кругу С.-а. примыкают на протяже­нии 1970-х гг. Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Бо­рис Орлов, Ростислав Лебедев, поз­же группы «Гнездо», «Мухоморы», Григорий Брускин и др. В кон. 1970-х нач. 1980-х гг. часть ху­дожников эмигрирует в Нью-Йорк, где игровые основы С.-а. пополняют­ся языковым арсеналом постмодер­низма. Лавинообразная известность обрушилась на С.-а. в годы «пере­стройки», когда с кон. 1980-х гг. он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом этого сложного време­ни. Однако политическая переориен­тация общества не только вывела С.-а. на орбиту моды, но и предопре­делила его закат, т. к. содержатель­ная основа его иронических образов стала неактуальной. Значение С.-а. шире практики его приверженцев. Он одним из первых нарушил языковую замкнутость отечественного искусст­ва, свободно соединив раскованность интернационального постмодернизма с пародией на жесткую заданность со­ветской идеологии и ее художествен­ных догм.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати