Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СТЕКЛО


СТЕКЛО (англ.
glass, фр. verre, нем. Glas) — один из наиболее распрос­траненных художественных матери­алов, изготовление которого ведет начало из глубокой древности. По составу различаются три главных вида С. содово-известковое, кальциево-известковое, кальциево-свинцовое. Т. наз. органическое С.похожий на С. полимерный материал Природные свойства С. прозрач­ность, химическая устойчивость, оп­тические и декоративные качест­ва определили его эстетическую ценность и практическую незамени­мость. Область художественного стеклоделия включает художествен­ную посуду и декоративные изделия для украшения жилища, монумен­тальные изделия, витражи, фонтаны, скульптуру, светильники, служащие для украшения интерьеров обще­ственных сооружений и жилища; де­коративное архитектурное С., в т. ч отделочное С. для облицовки стен и полов, детали колонн и пилястр и т д. В музейных коллекциях сохра­нились многочисленные образцы С с древнейших времен. К шедеврам древнего С. относятся древнеегипет­ская чаша Тутмоса III (ок. 1450 до н. э., Мюнхен), знаменитые римские «диатреты», украшенные узором из стеклянных нитей, «Портлендская ваза» (кон. 1 в. до н. э. нач. 1 в., Британский музей, Лондон) двух­цветная, синяя с белыми рельефны­ми фигурами, иранские фигурные сосуды из цветного С., расписное С. Германии. На Руси изготовление С. известно с 11—12 вв., что подтвер­ждают раскопки остатков стекольных мастерских и изделий (бусы, брасле­ты, мозаичные смальты) на террито­рии Киевской Руси.

Техническая палитра стекольно­го ремесла очень разнообразна. В ы д у в н о е  С. изготовляется в горя­чем состоянии у стеклоплавильной печи. Декорирование С. происходит либо в горячем состоянии (г у т н о е С., наиболее древний способ изготов­ления), либо с применением холод­ных видов обработки шлифования, гравировки, резьбы, росписи, трав­ления, пескоструйной обработки и т. д.

Виды С. и способы его декорирования связаны с разными эпохами и стилями. Излюбленным способом украшения средневекового стекла было обматывание сосудов стеклян­ными нитями; венецианское стекло замечательно филигранным узором и росписью эмалью, чешское стеклопышной гравировкой в сочетании с резьбой, шлифованием, английский хрусталь сверкающей алмазной гранью, голландское С.техникой пунктирования алмазом, русское С. 19 в. богатой гаммой цвета, гранением русским камнем, французское С. нач. 20 в. техникой галле и т. д. Круп­ные стекольные центры и производ­ства в разных странах прославились высоким качеством и чертами фир менного стиля. Мурано в Италии, Баккара и Сен-Луи во Франции, Мозер в Чехии, Стьюбен-гласс в США, Гусь-Хрустальный, Дятьковский и Санкт-Петербургский заводы в России, Иитала-глассе в Финлян­дии и т. д. Во 2-й пол. 18 — нач. 19 в. художественное С. (архи­тектурный декор, светильники) в России выполнялось по проектам Чарлза Камерона, А. Н. Воронихина, К. И. Росси.

Реформаторами искусства С. на рубеже 19 и 20 вв. стали Анри Кро, Эмиль Галле, Огюст Даум, Рене Лалик во Франции, Луис Комфорт Тиффани в США, Й. Драгоневский в Чехии: их достижения определялись поисками новых качеств пластиче­ской выразительности С., формотворческих идей, открытием новых техник и технологий, в результате чего появилось понятие авторского С. Искусство С. 2-й пол. 20 в. продол­жило и развило эти поиски. Автор­ское студийное движение в художест­венном С. 2-й пол. 20 в., начавшееся в Чехии, США, распространилось на другие страны и континенты. Разви­тие жанра стеклопластики, появление трехмерного объемно-пространствен­ного объекта включили искусство С. в современную систему пластических искусств. В России важный вклад в искусство С. внесли техно­лог Н. Н. Качалов, художники В. И. Мухина,А. А. Успенский, Н. А. Тырса, Б. А. Смирнов, С. М. Бескинская, Г. А. Антонова и др.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати