СТИЛЬ «ТРИУМФ»
СТИЛЬ «ТРИУМФ» — обозначение ведущей тенденции советского зодчества послевоенного десятилетия; первоначально ироническое, со временем обрело устойчивость архитектурного термина. Победа во второй мировой войне обусловила повышенную патетичность новых зданий и ансамблей, преобладание военно-триумфальных мотивов в декоре. В неоклассической застройке городов — нередко на месте недавних руин — доминировали гигантские перспективы улиц и площадей, словно предназначенных для шествия воинов-победителей и праздничных митингов. Кампания «борьбы с архитектурными излишествами» (начатая в 1954 г.) ознаменовала конец этого живописно-помпезного стиля. Среди типичных примеров — послевоенная застройка Волгограда (по генеральному плану 1945 г., архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, Н. X. Поляков и др.), Крещатик в Киеве (1947—1954, архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.), послевоенные станции московского метро («Комсомольская-кольцевая», 1952, архитектор А. В. Щусев, мозаики П. Д. Корина), высотные здания Москвы (архитекторы Л. В. Руднев, М. В. Посохин, В. Г. Гельфрейх, А. Н. Душкин и др.).
|