Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
СТРАСТНОЙ ЧИН
Сюжеты «Страстей» были не новы для иконостаса. В 15 в. они составляли в его праздничном чине обширный цикл и включались тогда в широкое повествование об учреждении на земле Новозаветной Церкви и ее дальнейшем торжестве. В С. ч. исторический ряд сужен до событий одной недели или даже двух дней, четверга и пятницы, называемых Великими. Их кульминация — крестная смерть Иисуса, поминаемая в Великую пятницу (когда церковь не совершает литургию): она заполнена глубочайшим переживанием этого события. По содержанию С. ч. связан не только с церковным календарем вознесенный в верхнюю зону храмового пространства, С. ч. становился образом литургии, совершаемой на небесах. Его возникновение было связано с происшедшими в кон. 17 в. фундаментальными переменами в представлениях о содержании иконостаса, который становился по преимуществу образом спасения. Рая, Небесного царства. Под центром С. ч. — «Распятием», центральное место заняли в праотеческом чине — икона Христа, восседающего на небесах, в пророческом чине — икона Богоматери с Младенцем на троне, в облике Царицы небесной, в деисусном чине — икона Спаса — Царя Царей и Великого Архиерея. Этим образам соответствовало оформление иконостаса пышной резьбой по дереву, с мотивами райского сада. Иконография «Страстей Христовых» была радикально обновлена на основе западноевропейских образцов. Иконам С. ч. придавались формы круга, овала, часто выпуклых; они вставлялись в золоченые рамы и устанавливались на карнизе иконостаса. В 18 в. был очень популярен сокращенный вариант С. ч. со «Снятием со креста» и «Положением во гроб» («Оплакиванием») по сторонам от «Распятия». |
САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН |