СТРОГИЙ СТИЛЬ
СТРОГИЙ СТИЛЬ (нем. strenger Stil) — 1) первый этап развития древнегреческой краснофигурной вазописи (последняя четверть 6 в. — нач. 5 в. до н. э., мастера Евфроний, Дурис и др.), отмеченный мужественной свободой, ясностью и некоторой угловатостью рисунка; 2) стадия в развитии немецкой романской скульптуры, длящаяся примерно с сер. 11 почти до кон. 12 в. В Германии монументальная скульптура в это время почти не получила развития. Скульптура размещалась в интерьере храма: могильные плиты, светильники, купели украшались рельефами, над алтарем находилось раскрашенное деревянное распятие. Немецкое искусство С. с., проникнутое суровым аскетизмом, подчеркнуто ориентировано на воплощение и выражение сверхчувственного. Ранний образец С. с. — надгробие Рудольфа Швабского (1080, собор в Мерзебурге), изображенного во весь рост на бронзовой плите: его отличают плоскостность, фронтальность, симметричность, абстрактно-геометризированные складки одежды; отсутствие индивидуальных и портретных черт акцентирует символический характер изображения. Эволюция С. с. прослеживается в деревянных распятиях 12 в., представляющих единый тип Иисуса Христа — аскета с вытянутым лицом и скованным, неподвижным телом (деревянное «Распятие Имерварда», ок. 1160, собор в Брауншвейге). В фигурном светильнике «Вольфрам» (1157, собор в Эрфурте) при общей застылости и нерасчлененности форм видны чуть заметный поворот головы, более живая лепка лица. Более ощутимые перемены наступают в С. с. к сер. 12 в. В надгробии архиепископа Фридриха фон Веттина (1152, собор в Магдебурге), несмотря на фронтальность и статичность, проявляется стремление к психологической характеристике, индивидуализации черт лица; фигура становится более объемной, отделяясь от фона.
|