Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛИНИЯ

 
(лат.
linea) — одно из важней­ших выразительных и изобразитель­ных средств в пластических искус­ствах, след движущейся точки. В архитектуре, скульптуре Л. являет­ся границей силуэта, отделяющей форму от окружающего ее простран­ства; проведенная в проекте, эскизе, рисунке, Л. продолжает жить в осу­ществленной архитектурной, пласти­ческой форме как существенное ее качество, воспринимаемое с разных точек зрения, определяет силуэт и детали, а система Л. служит характе­ристикой произведения в целом (вер­тикальные Л. готического собора, спокойные, плавные Л. скульптуры классицизма). Л., проведенная от руки красящим веществом или режу­щим инструментом по твердой по­верхности, самое раннее средство изображения и выражения в истории человечества и в жизни каждого человека (в первобытном искусстве и детском творчестве). Кривая и ло­маная Л. основа орнамента в про­изведениях прикладного и народного искусства. Л. как основной элемент рисунка играет организующую роль в живописи и графике, где Л. суще­ствует и как граница формы, ее вы­разительный контур, и как вспомо­гательное средство (перспективные, композиционные Л., центральная Л. фигуры, головы и т. д.), которое в окончательной работе не сохраняет­ся, и как элемент декоративного узо­ра. В архитектурной графике и при­кладной графике Л. одно из важ­нейших художественных средств. Л. могут быть сплошными (контур) и прерывистыми (штрих, пунктир), прямыми и волнистыми, монохром­ными и цветными, толстыми или тон­кими, наклонными, пересекающими­ся, параллельными и т. д.

Как самостоятельное изобрази­тельное и выразительное средство обозначает форму фигуры или пред­мета и отражает темперамент худож­ника. Л. появляется в начертаниях первобытных людей на скалах, на кости, на керамике, оформляется как контурный рисунок на древнеегипет­ских папирусах и плоских рельефах, наполняется пластической вырази­тельностью в рисунках на древнегре­ческих белофонных лекифах (5 в. до н. э.); в эпоху Возрождения создается культура Л., выявляющая структуру и пространственное положение фигуры или предмета, а в рисунках 17— 18 вв. Л. приобретает тональные и пространственные качества, выража­ет психологические нюансы, переда­ет не только линейную, но и воздуш­ную перспективу. Л. стала постоянно использоваться в рисунке, офорте, литографии, в карикатуре, шарже, плакате.

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА

версия для печати