Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛИТУРГИЯ


 обедня, мес­са кульминация церковного богослужения в отличие от утрени и вечерни, являющих собой общую мо­литву. Центральный момент Лтаинство Евхаристии, или Благодаре­ния. В раннехристианскую эпоху Евхаристия была сакральным актом, завершавшим агапу братскую «вечерю любви», основой которой была Тайная Вечеря, на которой Христос произнес слова Благодаре­ния в конце трапезы.

Л. начинается чтением часов, ког­да священник перед Царскими вра­тами произносит молитвы, облача­ется и омывает руки. Затем начина­ется проскомидия обряд приготовления к Л. Принесенные для агапы хлеб и вино ставятся на жер­твенник в алтарной части храма. Не­большие круглые хлебы с крестом на­зывают просфорами. Пять из них идут для Евхаристии, а из осталь­ных вынимают частицы в честь по­минаемых в храме по запискам мо­лящихся.

Большая просфора предназначе­на для агнца евхаристического хлеба. Особым ножом в виде копья священник вырезает из просфоры прямоугольную часть (агнца), которая возлагается на дискос. Красное вино, смешанное по ветхозаветному уставу с водой, вливается в потир. Из ос­тальных просфор вынимаются части­цы в память Богородицы, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, свя­тителей и подвижников. Эти части­цы кладутся рядом с агнцем на дискос. Потир и дискос со звездицей на­крываются покровами воздухами, и служащий совершает кажде­ние.

Вступительная часть Л. называет­ся «Литургией оглашенных». Она со­вершается для тех, кто некрещен или готовится принять крещение («огла­шение», или катехизация). Затем начинается «Литургия верных». От­крываются Царские врата. Хор поет «Херувимскую песнь». При пении служащие переносят потир и дискос на престол, поминая церков­ных иерархов и всех христиан. Это торжественное начало «Литургии верных» называется «Великий вход».

Ядро, вершина Литургии, Ана­фора, евхаристическая молитва. В ней прославляются Творец мира и все мироздание. Священник читает ее в алтаре, символизируя Христа Тайной Вечери. Священник поднимает потир и дискос и крестообразно осеняет их. Таинство свершилось. На престоле уже не вино и хлеб, а кровь и тело Христовы. По освящении Даров за­веса закрывается, священник и диа­кон причащаются. После чтения мо­литв ко причащению Царские врата открываются, и священник с чашей выходит на амвон, он читает молитву Иоанна Златоуста, и начинается при­чащение верующих. Затем Святые Дары ставятся на жертвенник, и свя­щенник произносит благодарствен­ную молитву и совершает «от­пуск» общее благословение.

П. А. Флоренский назвал храмо­вое действо «синтезом искусств». Церковное искусство по своей при­роде литургично. Икона, фреска, крест, богослужебная утварь, плаща­ницы, покровы на сосуды и др. это не внешнее вспомогательное средст­во, используемое церковью, а испо­ведание веры и истины. В искусстве церковь видит не один из аспектов православного вероучения, а выраже­ние его в целом. Почитание икон и креста есть догмат христианской веры, сформулированный VII Вселен­ским собором после победы над ико­ноборцами (9 в.).

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА

версия для печати