Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО

 
в русской средневековой живописи совокуп­ность приемов изображения (а также само изображение) ликов и других открытых частей тела. Л. п. строи­лось по принципам, общим для всей системы трактовки формы в живопи­си византийского культурного ареа­ла: изображение мыслилось возникающим на грани между небесным и земным мирами, и нарастание рель­ефа передавалось усиленным свече­нием красочной поверхности. Как и вся эта система, Л. п. изменилось со временем, а в пределах одной эпохи имело региональные различия.

В техническом отношении Л. п. состоит из предварительного рисунка, подмалевка, моделирующих сло­ев и завершающего рисунка. Предва­рительный рисунок исполнялся кистью темной краской, иногда его линии прочерчивались графьей. До 2-й пол. 14 в. подмалевок исполнял­ся очень свободно: это была легкая прокладка зеленовато-коричневых тонов, чаще всего не сплошная, а толь­ко по теневым участкам формы. Позднее сложилось письмо по ровной сплошной прокладке санкиру. Мо­делировка велась охрами различных оттенков (охрение) как крупными хорошо заметными мазками, так и скрытым письмомплавью. Наибо­лее выступающие части рельефа про­рабатывались светлыми, почти белы­ми мазками, которые назывались движками, оживками или отметками. Теплота живого тела передавалась красными тонами (подрумянкой), которые обычно накладыва­лись на участки перехода от света к тени. Пониженные участки рельефа могли лессироваться коричневыми от­тенками, повышенные тонкими слоями охры, смягчавшими контра­сты письма и создававшими эффект свечения из глубины. Построение формы завершали тонкие коричневые и красные линии описей.

При разделении работы в артели Л. п. как сложнейшая и ответственнейшая ее часть, от которой в наибольшей степени зависело образ­ное воздействие произведения, испол­нялось лучшими мастерами.

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА

версия для печати