Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ЛИТУРГИЯ
Л. начинается чтением часов, когда священник перед Царскими вратами произносит молитвы, облачается и омывает руки. Затем начинается проскомидия — обряд приготовления к Л. Принесенные для агапы хлеб и вино ставятся на жертвенник в алтарной части храма. Небольшие круглые хлебы с крестом называют просфорами. Пять из них идут для Евхаристии, а из остальных вынимают частицы в честь поминаемых в храме по запискам молящихся. Большая просфора предназначена для агнца — евхаристического хлеба. Особым ножом в виде копья священник вырезает из просфоры прямоугольную часть (агнца), которая возлагается на дискос. Красное вино, смешанное по ветхозаветному уставу с водой, вливается в потир. Из остальных просфор вынимаются частицы в память Богородицы, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей и подвижников. Эти частицы кладутся рядом с агнцем на дискос. Потир и дискос со звездицей накрываются покровами — воздухами, и служащий совершает каждение. Вступительная часть Л. называется «Литургией оглашенных». Она совершается для тех, кто некрещен или готовится принять крещение («оглашение», или катехизация). Затем начинается «Литургия верных». Открываются Царские врата. Хор поет «Херувимскую песнь». При пении служащие переносят потир и дискос на престол, поминая церковных иерархов и всех христиан. Это торжественное начало «Литургии верных» называется «Великий вход». Ядро, вершина Литургии, — Анафора, евхаристическая молитва. В ней прославляются Творец мира и все мироздание. Священник читает ее в алтаре, символизируя Христа Тайной Вечери. Священник поднимает потир и дискос и крестообразно осеняет их. Таинство свершилось. На престоле уже не вино и хлеб, а кровь и тело Христовы. По освящении Даров завеса закрывается, священник и диакон причащаются. После чтения молитв ко причащению Царские врата открываются, и священник с чашей выходит на амвон, он читает молитву Иоанна Златоуста, и начинается причащение верующих. Затем Святые Дары ставятся на жертвенник, и священник произносит благодарственную молитву и совершает «отпуск» — общее благословение. П. А. Флоренский назвал храмовое действо «синтезом искусств». Церковное искусство по своей природе литургично. Икона, фреска, крест, богослужебная утварь, плащаницы, покровы на сосуды и др. — это не внешнее вспомогательное средство, используемое церковью, а исповедание веры и истины. В искусстве церковь видит не один из аспектов православного вероучения, а выражение его в целом. Почитание икон и креста есть догмат христианской веры, сформулированный VII Вселенским собором после победы над иконоборцами (9 в.). |
ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОННА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА |