Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛИТЬЁ xyдожественное


— технологический процесс изготовления изделий (отливок) путем заполнения форм расплавленным металлом; процесс Л. основан на способности металлов (медь, бронза, олово, свинец, чугун, сталь, алюминий и др.) в расплавлен­ном состоянии заполнять формы любой сложности, а после затверде­ния и удаления из формы сохранять полученную конфигурацию. Л. поз­воляет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого художественного качества как в единичных экземплярах, так и сериями. Методами Л. переводятся в металл произведения скульптуры, из готовляются архитектурные фрагмен­ты (ограды, ворота, двери, капители и целые колонны), декоративно-прикладные изделия (сосуды, светильни­ки, настольные приборы и т. д.). С развитием литейного производства художественное Л. постепенно выде­лилось в отдельную отрасль, где при­меняются специфические методы формовки и Л., нередко с расчетом на получение одной отливки. Л. пред­шествует выбор материала, размеров и формы изделия: декоративные из­делия могут быть сплошными, мас­сивными, но скульптура, как правило, имеет тонкие стенки и остается полой внутри. По модели, выполнен­ной автором, готовится форма буду­щей отливки. Для памятников и дру­гих сложных произведений это дела­ют профессиональные формовщики (форматоры). В форму из жаростой­ких формовочных материалов (гли­на, песок и др.) для получения пу­стотелых отливок помещают стер­жень («болван») из огнестойкого ма­териала, что обеспечивает нужную толщину стенок. Более точным, чем этот земляной способ, является восковой способ художественного Л., обеспечивающий точ­ность отливки и выразительную по­верхность изделия. Отливка освобож­дается от формы, стержня и избытка металла. После этого отливка очища­ется и дорабатывается (см. Чеканка, Патинировка, Золочение, Гравирова­ние и др.); если отделку ведет вруч­ную автор, даже тиражируемые изде­лия приобретают характер уникаль­ных произведений. Разливка горячей стеклянной массы в формы исполь­зуется при изготовлении некоторых видов художественного стекла; Л. под давлением применяется при об­работке пластмасс.

Литые изделия, вначале из само­родных металлов, издавна известны в странах Ближнего Востока; в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Юж. Иране, Турции отливались разнообразные медные изделия. В сер. III тыс. до н. э. в Месопотамии, со II тыс. до н. э. в Египте и Китае известны развитые способы Л. из бронзы в за­крытых глиняных формах, снятых с модели: в Китае восковой способ поз­волял отливать изделия очень слож­ной конфигурации. В античном искусстве Гре­ции и Рима использовались восковой способ и методы тонкой отделки от­ливок. С 6 в. до н. э. в Китае приме­нялось Л. из чугуна. В средние века и в эпоху Возрождения искусство бронзового Л. пережило новый высо­кий подъем в странах Зап. Европы, особенно в Германии (двери Дворцовой капеллы в Аахене, 804) и Ита­лии («Райские» двери баптистерия во Флоренции работы Лоренцо Гибер ти, 1425—1452). С 4—5 вв. неболь­шие изделия отливались из олова (в 16—18 вв. популярны оловянные со­суды, плакетки, медали). Из чугуна с 15 в. сначала в Германии, затем и в других странах создавались скульпту­ра, надгробия, ограды, садовая мебель. В 17—18 вв. часто из свинца изго­тавливалась парковая скульптура. В России с 11—12 вв. было развито бронзовое, с 16 в. чугунное Л. Особенно знамениты крупные отлив­ки из бронзы: «Царь-пушка» (1586, мастер Андрей Чохов), «Царь-коло­кол» (1735, мастера И. Ф. и М. И. Моторины), «Медный всадник» Этьенна Мориса Фальконе (1775, мастер Е. Хайлов), памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому И. П. Мартоса (1816, мастер В. П. Екимов), группы «Укротители коней» для Аничкова моста в Петер­бурге (1850, скульптор и литейщик П. К. Клодт); в советское время из­вестным бронзолитейщиком был В. В. Лукьянов. В 18 — нач. 19 в. из бронзы с большим искусством изго­товлялись литые золоченые или па­тинированные детали архитектуры и мебели, из чугуна ограды, надгро­бия, скульптура. С сер. 19 в. славится каслинское чугунное литье (в г. Касли. Челябинская обл.).

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА

версия для печати