Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ЛИТЬЁ xyдожественное
Литые изделия, вначале из самородных металлов, издавна известны в странах Ближнего Востока; в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Юж. Иране, Турции отливались разнообразные медные изделия. В сер. III тыс. до н. э. в Месопотамии, со II тыс. до н. э. в Египте и Китае известны развитые способы Л. из бронзы в закрытых глиняных формах, снятых с модели: в Китае восковой способ позволял отливать изделия очень сложной конфигурации. В античном искусстве Греции и Рима использовались восковой способ и методы тонкой отделки отливок. С 6 в. до н. э. в Китае применялось Л. из чугуна. В средние века и в эпоху Возрождения искусство бронзового Л. пережило новый высокий подъем в странах Зап. Европы, особенно в Германии (двери Дворцовой капеллы в Аахене, 804) и Италии («Райские» двери баптистерия во Флоренции работы Лоренцо Гибер ти, 1425—1452). С 4—5 вв. небольшие изделия отливались из олова (в 16—18 вв. популярны оловянные сосуды, плакетки, медали). Из чугуна с 15 в. сначала в Германии, затем и в других странах создавались скульптура, надгробия, ограды, садовая мебель. В 17—18 вв. часто из свинца изготавливалась парковая скульптура. В России с 11—12 вв. было развито бронзовое, с 16 в. — чугунное Л. Особенно знамениты крупные отливки из бронзы: «Царь-пушка» (1586, мастер Андрей Чохов), «Царь-колокол» (1735, мастера И. Ф. и М. И. Моторины), «Медный всадник» Этьенна Мориса Фальконе (1775, мастер Е. Хайлов), памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому И. П. Мартоса (1816, мастер В. П. Екимов), группы «Укротители коней» для Аничкова моста в Петербурге (1850, скульптор и литейщик П. К. Клодт); в советское время известным бронзолитейщиком был В. В. Лукьянов. В 18 — нач. 19 в. из бронзы с большим искусством изготовлялись литые золоченые или патинированные детали архитектуры и мебели, из чугуна — ограды, надгробия, скульптура. С сер. 19 в. славится каслинское чугунное литье (в г. Касли. Челябинская обл.). |
ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОННА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА |