ЛУБОК
лубочная картинка, народная картинка (название происходит от липового лубка, излюбленного материала народного искусства) — произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в народных массах. Л., выполнявшиеся безымянными художниками-самоучками, печатались на отдельных листах во многих экземплярах, в сопровождении пояснительных надписей. Л. получил широкое распространение в Китае (с 8 в. — гравюры на дереве), Европе (с 15 в. — гравюры на дереве, с 17 —гравюры на меди, с 19 в. — литографии). Л. служил средством массовой информации и нередко — общественной пропаганды и публицистики («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны 16 в. в Германии, Л. Великой французской революции 18 в.). В России с кон. 17 в. Л. печатались на ручных станках с деревянных досок и раскрашивались от руки (в 18 в. использовались также гравюры на меди, в 19 в. — литография). Наряду с религиозными листами, прославлением царей и полководцев бытовали противоправительственные Л., сатирические иносказания; в Л. отражались настроения масс, появлялись сетования на нужду, барщину, рекрутчину. Популярностью пользовались Л., иллюстрирующие былины, сказки, притчи, а в 19 в. — также литературные произведения (в т. ч. Пушкина, Гоголя и др.). При всей наивности и грубоватости художественных средств Л. — дешевые по цене, широко доступные, занимательные — заменяли неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем своеобразной отраслью народного искусства, фольклора. Многим Л. присущи оригинальная декоративная выразительность, даже монументальность. Л. на самые разнообразные сюжеты широко распространены на Востоке, особенно в Китае, где они издавна были очень популярны, любимы народом и отличались яркой красочностью. К жанру Л. обращались профессиональные художники (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов в офортах в пору Отечественной войны 1812 г., В. В. Маяковский, Д. С. Моор в агитационных листках). Сильное влияние Л. испытали Франсиско Гойя, Оноре Домье, а в 20 в. — художники-примитивисты (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).
|
|
ЛАБИРИНТ
ЛАВКИ
ЛАВРА
ЛАДЖВАРДИНА
ЛАК
ЛАКИ
ЛАМБРЕКЕН
ЛАН
ЛАНДШАФТ
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
ЛАНТЕРНА
ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА
ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ
ЛЕБЕС
ЛЕВКАС
ЛЕКАЛО
ЛЕКАНА
ЛЕКИФ
ЛЕМЕХ
ЛЕПКА
ЛЕПНИНА
ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ
ЛЕССИРОВКА
ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ
ЛЕСТНИЦА
ЛЕСХА
ЛЕТТНЕР
ЛИБЕРТИ СТИЛЬ
ЛИЕРНА
ЛИЗЕНА
ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ
ЛИНЕАРНОСТЬ
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ЛИНИЯ
ЛИНОГРАВЮРА
ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
ЛИСТЕЛЬ
ЛИСТЬЯ
ЛИТОГРАФИЯ
ЛИТОТИНТО
ЛИТОФАНИЯ
ЛИТУРГИЯ
ЛИТЬЁ xyдожественное
ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО
ЛОГОТИП
ЛОДЖИЯ
ЛОЖНАЯ АРКА
ЛОЖНАЯ ГОТИКА
ЛОЖНЫЙ СВОД
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ
ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА
ЛОПАТКА
ЛОТ
ЛОТОК
ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОННА
ЛОУ
ЛУБОК
ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА
ЛУЗГА
ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ
ЛУТРОФОР
ЛУЧИЗМ
ЛУЧКОВАЯ АРКА
ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН
ЛЭЙВЭНЬ
ЛЭНД-АРТ
ЛЮКАРНА
ЛЮНЕТ
ЛЮСТР
ЛЮСТРА
ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА
|