Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЛУБОК


лубочная картинка, на­родная картинка
(название происходит от липового лубка, из­любленного материала народного ис­кусства) произведение народной графики (как правило, печатное), от­личающееся простотой и доходчи­востью образа и предназначенное для распространения в народных массах. Л., выполнявшиеся безымянными ху­дожниками-самоучками, печатались на отдельных листах во многих эк­земплярах, в сопровождении поясни­тельных надписей. Л. получил широ­кое распространение в Китае (с 8 в. гравюры на дереве), Европе (с 15 в. гравюры на дереве, с 17 —гравюры на меди, с 19 в. литогра­фии). Л. служил средством массовой информации и нередко общественной пропаганды и публицисти­ки («летучие листки» времен Рефор­мации и крестьянской войны 16 в. в Германии, Л. Великой французской революции 18 в.). В России с кон. 17 в. Л. печатались на ручных стан­ках с деревянных досок и раскраши­вались от руки (в 18 в. использо­вались также гравюры на меди, в 19 в. литография). Наряду с религиозными листами, прославлением царей и полководцев бытовали противоправительственные Л., сатири­ческие иносказания; в Л. отражались настроения масс, появлялись сетова­ния на нужду, барщину, рекрутчину. Популярностью пользовались Л., ил­люстрирующие былины, сказки, при­тчи, а в 19 в. также литературные произведения (в т. ч. Пушкина, Гого­ля и др.). При всей наивности и грубоватости художественных средств Л. дешевые по цене, широко до­ступные, занимательные заменяли неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем своеоб­разной отраслью народного искусст­ва, фольклора. Многим Л. присущи оригинальная декоративная вырази­тельность, даже монументальность. Л. на самые разнообразные сюжеты ши­роко распространены на Востоке, особенно в Китае, где они издавна были очень популярны, любимы народом и отличались яркой кра­сочностью. К жанру Л. обраща­лись профессиональные художники (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов в офортах в пору Оте­чественной войны 1812 г., В. В. Ма­яковский, Д. С. Моор в агитацион­ных листках). Сильное влияние Л. испытали Франсиско Гойя, Оноре Домье, а в 20 в. художники-примитивисты (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

ЛАБИРИНТ ЛАВКИ ЛАВРА ЛАДЖВАРДИНА ЛАК ЛАКИ ЛАМБРЕКЕН ЛАН ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ЛАНТЕРНА ЛАТЕМСКАЯ ШКОЛА ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ ЛЕБЕС ЛЕВКАС ЛЕКАЛО ЛЕКАНА ЛЕКИФ ЛЕМЕХ ЛЕПКА ЛЕПНИНА ЛЕСБИЙСКИЙ КИМАТИЙ ЛЕССИРОВКА ЛЕССИРОВОЧНЫЕ КРАСКИ ЛЕСТНИЦА ЛЕСХА ЛЕТТНЕР ЛИБЕРТИ СТИЛЬ ЛИЕРНА ЛИЗЕНА ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ ЛИНЕАРНОСТЬ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИНИЯ ЛИНОГРАВЮРА ЛИРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ ЛИСТЕЛЬ ЛИСТЬЯ ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОТИНТО ЛИТОФАНИЯ ЛИТУРГИЯ ЛИТЬЁ xyдожественное ЛИЦЕВЫЕ ТКАНИ ЛИЧНОЕ ПИСЬМО ЛОГОТИП ЛОДЖИЯ ЛОЖНАЯ АРКА ЛОЖНАЯ ГОТИКА ЛОЖНЫЙ СВОД ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА ЛОПАТКА ЛОТ ЛОТОК ЛОТОСОВИДНАЯ КОЛОН­НА ЛОУ ЛУБОК ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА ЛУЗГА ЛУРИСТАНСКИЕ БРОНЗЫ ЛУТРОФОР ЛУЧИЗМ ЛУЧКОВАЯ АРКА ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН ЛЭЙВЭНЬ ЛЭНД-АРТ ЛЮКАРНА ЛЮНЕТ ЛЮСТР ЛЮСТРА ЛЯГУШАЧЬЯ ПЕРСПЕКТИВА

версия для печати