САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых территорий. С.-п. и. использует для организации пространства растительность — живой, изменчивый материал, переживающий смену времен года и объединяющий природу и художественное творчество. Подбор растений для разных климатических условий, размещение и группировка растений, уход за ними сочетаются с архитектурными сооружениями, водоемами, аллеями, скульптурой. Сады разбивались уже в древности при храмах, дворцах правителей и знати: сады с водоемами при древнеегипетских храмах, «висячие сады» на высоких террасах в Вавилоне (7 в. до н. э.), древнегреческие парки для спортивных состязаний, древнеримские парки с фонтанами, подстриженными деревьями и кустарниками, беседками, колоннадами. В средние века расцветало С.-п. и. в странах Востока: плодовые («бустан») и цветочные («гюлистан») сады Ирана и Среднего Востока с сеткой каналов и газонов, испано-мавританские парки (8—12 вв.) в двориках с изразцовыми бассейнами и стриженой зеленью, китайские и японские миниатюрные сады с карликовыми деревьями, причудливыми очертаниями водоемов и дорожек, использованием песка, мха, камней, ярких цветочных акцентов. В 16— 17 вв. в Италии разбивались «итальянские» террасные парки (архитекторы Джакомо да Виньола, Пирро Лигорио), располагавшиеся на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, каскадами, скульптурой. Во Франции 17 в. архитектор Андре Ленотр разрабатывает строго геометрическую планировку регулярного парка («французского»), размещенного на плоской местности или на пологом склоне: зеленые партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходившиеся лучами от дворца, создавали величественное зрелище (Во-ле-Виконт, Версаль). В сер. 18 в. в Англии (архитекторы Чарлз Бриджмен, Уильям Кент) зародились пейзажные парки («английские»), распространившиеся затем в Европе: свободная планировка, мотивы естественной природы (лужайки, озера, реки, тропинки, группы деревьев) дополнялись романтическими руинами и имитациями сельских построек. В России регулярные сады известны в усадьбах 17 в., но расцвет регулярного С.-п. и. относится к сер. 18 в. (архитекторы Бартоломео Франческо Растрелли и др. — парки в Петергофе, Царском Селе; подмосковные парки в Кускове и Архангельском); с кон. 18 в. побеждают принципы пейзажной живописной планировки (архитекторы В. И. Неелов, Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго) — парки в Царском Селе, Павловске, под Москвой в Кузьминках, Софиевка под Уманью на Украине. В 19—20 вв. возникают новые виды городских парков (ботанические, спортивные, выставочные, луна-парки), лесопарков, озеленения крыш, дворов, набережных, устройства мини-парков в деловых зонах («плаза») — архитекторы 20 в. Антонио Гауди в Испании, Роберту Бурле Маркс в Бразилии. Крупные парки были построены в советское время (Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935—1941, архитекторы А. В. Власов и др.; Приморский парк Победы в Ленинграде, 1945—1950, архитекторы А. С. Никольский и др.).
|