САЛОННОЕ ИСКУССТВО
САЛОННОЕ ИСКУССТВО, салонно-академическое искусство — консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки 19 — нач. 20 в.; название получило благодаря поддержке его со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки С. и.: эклектизм творческого метода, опирающегося прежде всего на нормы академизма 19 в. и позднего (академического) классицизма, ис пользующего в то же время внешне воспринятые методы и приемы романтизма, позднее — реализма и натурализма: эффектная красивость композиции и однозначность содержания (при развитой сюжетности, часто граничащей с анекдотизмом); прямолинейность трактовки значительных тем; формальная завершенность, ремесленно-техническая виртуозность и «сделанность» фактуры, имитирующая художественное мастерство; патетика, экзальтация и слащавая идеализация образов; потакание художественной моде и вкусам массового (обывательского и буржуазного) зрителя; откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематики; агрессивной неприятие всего новаторского в искусстве и стремление навязать свое понимание «хорошего вкуса»; коммерциализация художественною творчества. Расцвет С. и. во Франции приходится на годы Второй империи (1852—1870), однако многие его черты сложились уже в творчестве художников, примыкавших к романтизму (Орас Верне, Эжен Девериа), мастеров т. н. «золотой середины» (фр. juste-milieu), как Поль Деларош, Эрнест Месонье. Среди виднейших мастеров С. и. 2-й пол. 19 в. Тома Кутюр, Александр Кабанель, Альфонс Бугро, Жан Леон Жером, Фернан Кормон, портретисты Шарль Шаплен, Франц Винтерхальтер, Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Наиболее предпочитаемые жанры С. и. — мифологический и аллегорический (чаще всего как повод для изображения обнаженной натуры), Исторический (обычно в духе псевдоисторической костюмной мелодрамы), бытовой (близкий к анекдоту), портрет (почти неизменно идеализированный). Будучи своего рода «фабрикой грез» и обладая способностью активного воздействия на массового зрителя, С. и. стало одним из предшественников «массового искусства» 20 в. Направления, аналогичные С. и. Франции, были в 19 в. и в других странах (в России — Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, Ф. А. Бронников, С. В. Бакалович). Ассимиляция разных стилей и направлений С. и., его заметная роль в художественной жизни имели также и обратное воздействие на творчество крупных мастеров 2-й пол. 19 в., далеких от его принципиальных установок (Постав Курбе, Постав Моро, И. Н. Крамской и др.).
|