САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — особый тип массовой художественной культуры: свободное художественное творчество автодидактов, самоучек, людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере С. и. относятся низовые слои изобразительного и декоративно-прикладного искусства и родственные формы духовной культуры, а также соответствующие им организационные формы (самодеятельные студии, кружки самодеятельных художников). С. и. существует как параллельный мир по отношению к «высокому», традиционному народному искусству и к «ученому», профессиональному искусству, отчасти примыкая к тому и другому, отчасти подражая им, в какой-то мере питая их талантами. С. и. создает для себя собственную широкую зрительскую аудиторию как среду, в которой развиты тяга к творчеству, способность сопоставить собственные творческие усилия с профессиональным и народным искусством; С. и. повышает т. о. заинтересованность искусством в обществе. Однако в самостоятельную практику и теоретическую проблему С. и. выделилось лишь в 20 в., когда появилась необходимость осмыслить различия между тремя основными типами культуры и творчества — профессиональным, народным и самодеятельным искусством, появилась и потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников (так, напр., в СССР возникли дома народного творчества, студии самодеятельного искусства, кружки при дворцах культуры и т. п.). В С. и. проявляют себя таланты-самородки, ощутившие радость творчества, освоившие некоторые художественные навыки; многие из них (особенно молодежь) становятся художниками-профессионалами. Нередко самодеятельные студии становятся подготовительной ступенью для приобщения к академическому профессиональному искусству, для последующего поступления в художественные учебные заведения. Вместе с тем изобразительное С. и. существует самостоятельно, независимо от профессионального: устраиваются выставки, фестивали, конкурсы С. и.; произведения самодеятельных художников находят свое собственное применение, напр. в украшении костюма, домашнего интерьера, имеют собственный выход на рынок и сбыт и, главное, имеют свою специфику и свой круг почитателей. С. и. свободно от академических правил, от тех норм профессионализма, которые воспитываются художественной школой, а также от канонов и традиций, передаваемых из поколения в поколение и определяющих внутренний распорядок и образный строй всех видов народного искусства. С. и. дает простор личной инициативе, самостоятельности. Это может приводить к неожиданным результатам в творчестве, к самобытному и яркому проявлению дарований. В С. и. могут естественно и полно проявиться творческая непосредственность, непредвзятость, чистота открытого взгляда на мир, очарование примитива. Вместе с тем в С. и. могут быть очевидны профессиональная беспомощность, отсутствие четких эстетических ориентиров и той художественной культуры, которую дает своему воспитаннику школа, а народному мастеру — закрепленная коллективным творческим опытом художественная традиция. Но при этом С. и. имеет очень широкую социальную базу, так или иначе охватывая все население; С. и. нередко становится естественной лабораторией живых творческих поисков и открытий, которые впоследствии воспринимаются, с одной стороны, профессиональным искусством, с другой — народным искусством (что закрепляется традицией художественного ремесла).
|